Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образования

Медреш Е. Образование гражданского общества


В самом названии этого сообщения заложены два смысла: образование, как соответствующая общественная система - система обучения, и образование - как, собственно, процесс создания гражданского общества.
И оба эти смысла присутствуют здесь. Школа является абсолютно уникальным, единственным общеобязательным социальным институтом. Каждому необходимо пройти через процедуру среднего образования.

Школьное образование (обычно мы называем его средним, хотя точнее было бы называть его основным) является уникальным, единственным общеобязательным социальным институтом. Каждому гражданину Украины необходимо пройти через процедуру среднего образования, начиная 6-летним ребенком, а заканчивая, как правило, взрослым человеком 17-18 лет. Каждый из нас формируется, как личность, во взаимодействии со школьной системой.
Безусловно, итог - насколько именно школа влияет на формирование личностных особенностей и ценностей каждого нового поколения, - очень сильно зависит от того, что это за школа. Но в наличии серьёзной прямой зависимости нет сомнений. Ценности и развитие выпускников средних школ обуславливают ценности и развитие общества в целом. Иными словами: какова школа, такова и жизнь.
Впрочем, справедливо и обратное утверждение...

Итак, задача школы - образование общества, а именно - гражданского общества. Но:

В нашей стране сейчас нет гражданского общества - и это очень отчетливо видно на примере школы.

Прежде всего: в нашей стране все еще не состоялись осознанные, самостоятельные и дееспособные, оформившиеся и структурировавшие себя локальные сообщества граждан. Разрозненные исключения лишь подтверждают общее правило. У нас по-прежнему абсолютному большинству граждан есть дело только до того, кто у нас президент государства, и мало кому есть дело до того, кто начальник местного жилищного или строительного хозяйства, кто местный казначей, и как они становятся таковыми.
В настоящее время реальные субъекты и потребители образования отчуждены, изолированы от процесса определения содержания, условий и оценки результата образования, - а потому становятся безответственными и инфантильными. Это - такой же брак в образовании, как и академические пробелы в биологии, математике и т.п.
Иными словами: обучение самоуправлению - это важная часть учебного плана школы по отношению к обществу.

Полноценная и устойчивая система образования с необходимостью должна включать в себя следующие разные лица:

потребитель → заказчик → разработчик → исполнитель → эксперт

У нас потребитель и исполнитель отлучены от выработки, формулирования заказа на образование, а все остальные - одно лицо.

Школа не адекватна:

  • себе, как традиционному культурному институту,
  • обществу, потребности и способность к развитию которого должна бы, по идее, насыщать и обеспечивать;
  • человеку, создающему смысловую, ценностную и социальную составляющие своей личности посредством образования.

Когда я говорю школа, я имею в виду и дошкольное образование, и собственно школу - просто, чтобы избежать громоздких лексических конструкций. Но если мы говорим, что школа у нас серьезно деформирована, то дошкольное образование - практически разрушено. Уцелевшие д/у больше напоминают камеры хранения, чем собственно образовательные учреждения.

Школа адекватна у нас, прежде всего, политическим задачам министра образования, которое, в свою очередь, адекватно политическим задачам правящего финансово-политического клана. Ну и еще немного адекватна тактическим задачам местной управляющей администрации.
И развивается современная украинская школа сообразно вкусам и политическим пристрастиям действующего министра образования, даже если он оказался на своем посту благодаря причудливой игре случая. Наша задача - сделать систему образования достаточно устойчивой по отношению к тому, кто у нас сегодня министр.

И сделать это можно, если система образования станет структурой гражданского общества.

1. Структура гражданского образования
Потребителем в самом явном и непосредственном виде является локальное сообщество граждан. Потребитель делегирует свои права формирования и формулирования заказа на образование Заказчику, который и выступает в этом отношении от имени Потребителя. Разработчик в соответствии с заказом предлагает различные варианты учебных планов, программ, форм и методик организации учебного взаимодействия, которые и осуществляются Исполнителем. Исследование результатов, эффективности и качества образования производится Экспертом, который предоставляет свою экспертную оценку и обратную связь Потребителю, Заказчику и другим заинтересованным сторонам.

Структурно такая система образования выглядит следующим образом:
локальное сообщество
совет школьного округа
региональный департамент образования
учреждения образования
региональный центр тестирования, мониторинга и экспертизы

2. От регулирования содержания - к обеспечению условий: уточнение задачи государства по отношению к школе.

  • переход от государственной политики и практики регламентации и административного регулирования содержания, форм и методов обучения к политике и практике обеспечения надлежащих условий функционирования системы образования;
  • переход от стандартизации и унификации учебных планов и программ, содержательных и методических параметров учебного процесса к стандартизации оценивания результатов образования;

3. От предметно-ориентированной школы - к критериально ориентированной: не «что он знает» (а еще точнее - «что он может воспроизвести в контрольной ситуации») - а «кто он».
В настоящее время планирование учебного процесса и учебных результатов, исходящее не из интересов, реальных потребностей и возможностей детей, а из некоторых усредненных требований предметно-ориентированных учебных планов и программ, является основной причиной ряда негативных и опасных явлений в образовании, в том числе:

  • формирование паттерна личной и учебной неуспешности,
  • деструктивно-агрессивное воздействие на физиологию и психику,
  • преобладание поверхностно-демонстративных «количественных» показателей в оценке эффективности и целевой стратегии развития обучения,
  • формирование полярной агрессивно-деморализующей среды «авторитарное насилие/избегание»,
  • игнорирование актуальных личностных и возрастных потребностей и интересов учащихся,

- оказывающих разрушительное воздействие как на здоровье и личность всех участников образовательного процесса, так и на систему образования в целом.

4. Возрастосообразная педагогика.
Перестройка учебного процесса в соответствии с требованиями возрастосообразной педагогики предполагает в первую очередь признания ведущих психолого-педагогических способов построения и осуществления учебной деятельности на различных ступенях обучения:

  • до-школа: игра-общение;
  • начальная школа: игра-взаимодействие;
  • подростковая школа: познавательная деятельность;
  • старшая школа: предметная (проектная) рациональная деятельность, формирование личностных смыслов.

Школа - это место становления и самоосмысления личности, а не фильтрационно-оценочный пункт для социальных заготовок, именуемых «молодежью». Цель школы - сохранение и транслирование духовных, интеллектуальных и культурных ценностей из поколения в поколение.

И в заключение: построение школы в такой же степени является целью общества, в какой построение общества является целью школы.

Мы часто повторяем, что наша цель - «построение гражданского общества». Но для чего мы ставим такую цель? Строить муравейник для того, чтобы строить муравейник не имеет смысла, это не может быть самоцелью. Он строится для каких-то подлинных целей и благ для тех уникальных и соединенных между собой личностей, которые его населяют.

Такой подлинной целью для общества и является школа, а точнее - становление дошкольного и школьного образования, как самоорганизующейся системы, устойчивой по отношению к внешним вызовам и чуткой к потребностям

  • человека,
  • локального сообщества граждан, живущих вокруг школы и являющихся непосредственными потребителями ее деятельности,
  • украинского общества, как целостного единства,

сохраняющей и транслирующей духовные, интеллектуальные и культурные ценности из поколения в поколение, - и именно таким образом сохраняющей и поддерживающей общество живым.

2006 г.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c22/119
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/119
Школа для подростка
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?