Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Либерман А. и др. Технология создания развивающего пространства для подростков


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2004 г., № 4
Содержание:
  1. Основные цели и задачи нашей работы:
  2. Условия, необходимые для создания МКП
  3. Этапы создания и разворачивания МКП
  4. Вместо заключения

Сегодня существует множество подростковых сообществ, которые сложились исторически, сами по себе. Это различного рода рок-тусовки, фан-клубы, группировки криминального или псевдокриминального толка и т.д. Пространств же развивающих, в которых созданы специальные условия для осуществления подростками общественно значимой деятельности, для освоения ими взрослого общества, практически не существует. Мы считаем, что необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа по созданию социального пространства особого рода, где становится возможным существование таких сообществ.
К эксперименту по организации развивающего пространства для гимназистов мы приступили пять лет назад и назвали его МЕЖШКОЛЬНОЕ КЛУБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (МКП).
Теоретическим основанием нашего эксперимента являются представления о возрастном развитии Л.С.Выготского, понятие о ведущей деятельности А.Н.Леонтьева, периодизация Д.Б.Эльконина, теория развивающего образования Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, работы В.В.Давыдова об особенностях возрастного развития современных подростков.
При разработке и реализации ниже-описанной программы мы исходили из собственной гипотезы о том, что ведущая деятельность современных отечественных подростков должна быть игровой по типу, социально-моделирующей по содержанию и общественно значимой по форме.

Основные цели и задачи нашей работы:

Цель: создание развивающего пространства подростковых сообществ разных форм как условия для формирования способности к освоению взрослого общества и как альтернативы существующим асоциальным подростковым и молодежным структурам.
Задачи: Проявить социальную структуру общества и культуросообразные пути перехода из одного социального слоя в другой для формирования у подростков способности к произвольному встраиванию в городское общество не ниже среднего слоя.
Создать условия для самоопределения подростков относительно их будущего образа жизни, их места в общественной структуре и для осознанного выбора профессии.
Проявить социальное пространство города и пути взаимодействия с различными административными структурами.
Создать условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности самоуправления.
Создать условия для реализации подростками собственных социально-приемлемых общественно значимых проектов.
Способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство, навыков управления и самоуправления.
Через знакомство с другими школами расширить представления подростков о школе как о социальном институте, о месте школы в городской структуре.
Создать условия для осознания школьниками норм, принятых в собственной школе, формирования собственной позиции и выхода на новый, осознанный уровень соблюдения норм.

Условия, необходимые для создания МКП

I. Важным и обязательным условием создания МКП является наличие инициативной группы педагогических работников - представителей разных школ, состоящей из психологов, завучей по воспитательной работе, директоров школ, которая:

  • определяет общую стратегию развития.
  • решает вопросы мотивации сотрудников.
  • работает с преподавательским составом: информирует о происходящем, включает в работу МКП.
  • организует работу с подростками по формированию у них мотивации на создание межшкольного клубного пространства.
  • содействует созданию на базе школ подростковых клубов, которые задают и поддерживают МКП.
  • занимается оформлением МКП в целом как особого пространства и включением в него максимального количества подростков школ, участвующих в проекте.
  • содействует созданию школьных и межшкольных советов самоуправления.
  • работает по проявлению МКП в городе: взаимодействует с администрацией города, другими подростковыми и молодежными объединениями.

Оптимальной является рабочая группа в составе директора, заместителя директора по воспитательной работе и психолога.
Участие директоров необходимо:

  • для создания мотивации своего педагогического коллектива на участие в программе;
  • для решения административных вопросов, связанных с выделением дополнительных ресурсов;
  • для общей координации работы по программе.

Группа психологов является основным разработчиком программы. Она:

  • проводит деловые игры с педагогическим составом по проектированию МКП;
  • проводит деловые игры и другие мероприятия с детьми по созданию клубов;
  • осуществляет анализ динамики развития уже созданных клубов и всего межшкольного клубного пространства;
  • проектирует новые этапы его развития.

Заместители директоров по воспитательной работе создают и курируют Советы школьного самоуправления, координируют работу педагогов-воспитателей, организуют и проводят совместные воспитательные мероприятия с приглашением учащихся всех школ, входящих в проект.
Педагоги-воспитатели (тьюторы):

  • создают у учащихся мотивацию на участие в работе МКП;
  • организуют индивидуальный подход по выбору форм участия подростков в МКП для достижения максимального развивающего эффекта;
  • проводят работу с родителями по разъяснению необходимости участия ребенка в деятельности МКП.

Роль воспитателей повышается в процессе разворачивания деятельности МКП. Некоторые функции, осуществляемые первоначально психологами, постепенно передаются воспитателям: организация, проведение, контроль отдельных мероприятий и т.д.

II. Программа по созданию МКП требует материальных ресурсов. Для реализации программы необходима дополнительная работа всего педагогического коллектива. Помимо этого, потребуются новые специалисты и, соответственно, новые ставки:

  • координатор деятельности МКП;
  • педагоги-организаторы школьных самоуправлений;
  • руководители подростковых клубов.

Кроме того, нужны помещения для проведения мероприятий с учащимися разных школ: деловых игр, тренингов, заседаний советов школьного и межшкольного самоуправления, летних загородных лагерей.

III. Одним из важнейших условий создания МКП является поддержка данной работы городскими структурами: управлением образования, управлением по делам молодежи и др. Это позволит, с одной стороны, получить необходимые дополнительные ресурсы, с другой стороны, создать ситуации освоения подростками социальных (городских) структур и повысить общественную значимость деятельности детей.

Этапы создания и разворачивания МКП

1. Предварительный этап

Цели и задачи:

  1. Организация сотрудничества с городскими структурами (управлением образования, управлением по делам молодежи и т.д.). В идеале, получение заказа от данных структур на создание МКП.
  2. Определение "партнеров" по МКП, заключение соглашения между школами.
  3. Формулировка общих целей, обозначение модели конечного результата. Определение единой стратегии по достижению целей.

Содержание:

  • Школа, или другая психолого-педагогическая команда, понимающая необходимость специальной педагогической работы по организации общественно значимой деятельности подростков, может выступить с инициативой на уровне городских структур, заинтересованных в работе с молодежью. Достигнутое с ними соглашение позволит инициативной группе воспользоваться городской трибуной (например, совещания директоров или завучей школ) для поисков возможных партнеров по созданию МКП. В то же время школа, заинтересованная в создании развивающего пространства для своих подростков, должна определить желаемых партнеров в соответствии со своими образовательными целями, размерами школы, особенностями контингента учащихся.
  • Школы-партнеры (или училища-партнеры) могут появиться сначала в лице отдельных заинтересованных представителей. Задача создать внутри своего учреждения инициативную группу, состоящую из директора, заместителя по воспитательной работе и педагога-психолога. Когда определились партнеры и достигнута договоренность относительно целей и предполагаемых результатов предстоящей работы, начинается разработка конкретных задач и средств их достижения.
  • К этой работе кроме администрации целесообразно подключить и команду инициативных педагогов и психологов данных образовательных учреждений, которые будут заниматься непосредственно реализацией программы. Для идеологизации педагогических коллективов и создания расширенной инициативной группы необходима специальная работа: проведение деловых игр, общих педсоветов и т.п.

Критерии достижения цели:
Есть несколько школ или других образовательных учреждений, готовых создавать вместе развивающее пространство для подростков. Создана инициативная группа, включающая психологов, педагогов и представителей администрации этих школ, составлен план работы.
В нашем случае идея создания разновозрастных подростковых сообществ, которая родилась в ФЭП "Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения", работающей в развивающей технологии Эльконина-Давыдова, была предложена образовательной общественности на городских конференциях по социализации школьников в мае 1998 года. В результате необходимость специальной педагогической работы по формированию у подростков способности находить свое место во взрослом обществе стала очевидной для некоторых представителей двух других гимназий города Набережные Челны, гимназии # 76 и гимназии # 61. В августе 1998 года проведена деловая игра для педагогических коллективов трех гимназий, на которой была проявлена необходимость создания межшкольного развивающего пространства для подростков.

Возможные трудности:
Отсутствие формального заказа от городских структур на создание межшкольного клубного пространства. Именно так было у нас, поэтому первую ставку на проект мы получили через два года после начала его осуществления.

2. Этап знакомства

Цели и задачи:

  1. Знакомство детей из разных школ.
  2. Создание у подростков мотивации на дальнейшее общение и задание форм взаимодействия.

Содержание:

  • Классам, на которые рассчитан проект (8-11), предлагается идея знакомства и дружбы с другими школами ("Нас пригласили в гости"). Школы готовят и показывают свои визитки, потом разбившись в смешанные команды по параллелям выполняют какое-либо несложное задание для более близкого знакомства друг с другом, после чего проводится дискотека, создающая необходимые условия для неформального общения.
  • Следующая встреча проходит на территории другой школы и может представлять собой мини-сбор, где ребята в смешанных командах (смешанных и по школам и по возрасту) выполняют различные КТД (коллективные творческие дела), а также создают собственные проекты ("что хотелось бы сделать вместе на три школы"). В качестве критериев оценки проектов задаются следующие: привлекательность для ребят, необходимость участия всех трех школ, воспитательная и развивающая ценность мероприятия. Таким образом оформляются "хотелки", т.е. создается мотивация на собственную активность по изменению реальной ситуации их жизни в школах. Ребятам предлагается выбрать из всех предложенных проектов те, которые они будут разрабатывать дальше и записаться в инициативные группы.
  • Очень важно, чтобы это мероприятие было ярким, эмоционально-заряженным, необычным, чтобы преимущества совместного времяпрепровождения были для ребят очевидны. В этом большую роль может сыграть правильный подбор коллективных творческих дел, предшествующих непосредственно разработке проектов, а также участие во всех КТД команды взрослых, которая проявляет для детей реальность новых отношений трех школ и поддерживает эмоциональный и культурный уровень мероприятия.
  • Кроме того, на этом этапе обязательно должна прозвучать идея подросткового недовольства, из которой может в дальнейшем родиться молодежная организация, как одна из форм подростковых сообществ. Может быть, в некоторой "идеальной ситуации" под руководством опытных игротехников уже на этом этапе подростки смогут осознать ее (организации) необходимость, и выявится инициативная группа по ее созданию.

Критерии достижения цели:
Появление нескольких подростковых инициативных групп по реализации собственных проектов.

Возможные трудности:
1) Мы думаем, что нашим последователям будет легче проявить для подростков идею объединения, потому что общественное сознание меняется на глазах именно в эту сторону, но в нашем случае, в октябре 1998 года, идея подростковых и молодежных объединений "в воздухе не носилась". На нашем мини-сборе "игротехниками", т.е. ответственными за результат групповой работы, были члены коммунарского отряда одной из школ (и школьники, и выпускники), умеющие создать условия для проявления творческой инициативы ребят. Все предложенные ребятами проекты носили развлекательный характер, поэтому взрослые сами выдвинули идею создания "клуба недовольных", который в дальнейшем должен был перевести энергию подросткового негативизма в проект создания молодежной организации.
2) Если взрослые сразу же не "подхватят" все возникшие на этом этапе инициативные группы, как это было у нас, то для создания новых клубов придется снова возвращаться к разработке проектов (см. пятый этап). "Подхватить" - это назначить место и время первого сбора группы, сделать встречи регулярными и в ходе дальнейшей разработки и реализации проекта складывать подростковый клуб.

3. Создание первого межшкольного клуба

Цели и задачи:

  1. Присвоение подростками идеи межшкольного сообщества (организации).
  2. Выявление инициативной группы подростков по созданию сообщества и организация ее партнерского взаимодействия со взрослыми.
  3. Предоставление подросткам возможности для постоянных встреч в МКП и для реализации собственных проектов.

Содержание:

  • Идея о создании организации может быть присвоена подростками на заседаниях "Клуба недовольных". На этих встречах подростки выявляют моменты, не устраивающие их в собственных школах. Им предлагается продумать пути решения этих проблем: с кем из администрации школ или города можно договариваться, как это делать, лучше это делать в одиночку или вместе. Если членами "Клуба недовольных" будет с энтузиазмом воспринята идея создания организации, и его удастся сделать достаточно работоспособным и активным, то его активистов можно подключить к организации следующей игры. Тогда для них ее цель - распространение идеи организации в массы - будет открыта.
  • Следующий шаг - деловая игра "Лицензионное бюро". Группам-авторам идей, заявленных на предыдущем этапе, предоставляется возможность доработать свои проекты, и в деловой игре пройти "лицензирование" у представителей взрослого мира. Эта игра, во-первых, проявляет для подростков реалии взрослой жизни, во-вторых, подводит их к осознанию необходимости создания собственной молодежной организации, которая позволяет решить часть проявившихся на игре проблем, в-третьих, выявляет наиболее общественно активных ребят, которые и составят костяк будущего сообщества.
  • Затем назначается время и место встреч инициативной группы, на которых подростки вместе со взрослыми разрабатывают устав, структуру организации, придумывают название и начинают реализовывать ранее намеченные проекты.
  • По мере реализации первых проектов у ребят могут возникать новые планы, новые идеи, которые должны подхватываться взрослыми, организующими инициативные группы и помогающими претворять их в жизнь.

Критерии достижения цели:
Регулярность встреч подростковых инициативных групп и их действия по реализации проектов, постоянное место сбора, наличие элементов атмосферы подросткового клуба (см. соответствующий раздел).

Возможные трудности:
1) В нашем случае "Клуб недовольных" был малочисленным, и его негативизма было маловато для инициативы по созданию подросткового сообщества, поэтому его члены были в игре просто участниками, но как наиболее "продвинутые", они выполнили функцию своеобразных "дрожжей", озвучивших идею организации.
2) Слишком откровенное навязывание идеи сообщества, организации в ходе деловой игры, а также слишком активная позиция взрослых в ходе разработки устава могут вызвать у подростков привычное ощущение того, что взрослые опять играют "в свою игру", пропадет ощущение создания "своей организации". Это может привести к снижению мотивации, к скуке и развалу инициативной группы.
3) Поскольку разработка устава подразумевает, в первую очередь, интеллектуальную активность подростков, нужно прилагать дополнительные усилия по складыванию "тусовки", т. е. эмоционально привлекательного общения, сопутствующего делу. В дальнейшем этот принцип должен соблюдаться на всех последующих этапах разворачивания МКП.

4. Выход "на город"

Цели и задачи:

  1. Включение детей в общественную жизнь города.
  2. Проявление МКП для города.

Содержание:

  • Уже на начальных этапах существования сообщества необходимо включать его в общественную жизнь города. Это позволяет подросткам осознавать значимость своей принадлежности к сообществу и к разрабатываемым ими проектам. Кроме того, через это взаимодействие возможно освоение социальных структур и самоопределение относительно их.
  • Это может быть организовано посредством участия ребят в общегородских мероприятиях для подростков и молодежи. Можно также приглашать подростков из других молодежных объединений города на мероприятия организации, проводить мероприятия для города.

Критерии достижения цели:
Подростки начинают обсуждать существующие в городе молодежные организации, структуры, сравнивая их со своим сообществом, определяя свою позицию по отношению к ним. Сообщество получает приглашения на городские мероприятия, фестивали и т.д.
Так для "Перспективы" 1999/2000 учебный год начался участием в городском форуме молодежных организаций. Ему предшествовал этап самостоятельной разработки идей, проектов, которые организация может предложить городу. Знакомство на форуме с другими общественными объединениями, получение грантов на реализацию представленных проектов, в том числе штаб-квартиры, способствовали повышению активности членов "Перспективы". Заявленные на форуме планы, под которые и были получены гранты, реализованы в течение года: проведены 3 ток-шоу с успешными взрослыми, два рок-концерта городского масштаба. "Перспектива" получила грамоту городского управления по делам молодежи и заняла достойное место в городе.

Возможные трудности:
1) Несоблюдение основных принципов, отличающих клуб от кружка (в первую очередь, принципа детской самостоятельности), на всех этапах создания и разворачивания МКП может превратить его в формальную структуру по типу существующих ассоциаций и объединений, в которых подростки только играют роли во взрослых сценариях и играх. Очень важно, чтобы члены подросткового сообщества сами решали, принимать ли им участие в том или ином городском мероприятии, кого приглашать к себе и т.д. Принципиально важно, чтобы взрослые выступали в этих обсуждениях в функции консультантов, которые владеют опытом, информацией и могут помочь во всестороннем анализе социальной ситуации, но решение остается за подростковым сообществом. Чтобы уменьшить присущую некоторым подросткам внушаемость по отношению к мнению взрослого, в некоторых ситуациях можно проявлять разные позиции нескольких взрослых по одному вопросу.
Оформлению представлений наших ребят о себе как о членах организации "Перспектива", более четкому пониманию своих целей и задач способствовало участие в городской конференции детских и юношеских объединений весной 1999 года. Здесь им впервые пришлось принимать ответственное решение: вступать или нет в создающуюся ассоциацию "Я - челнинец", которая по задумке ее взрослых организаторов должна была интегрировать все детские объединения города. Подростки-члены "Перспективы" были практически единственными участниками конференции, кто задавал авторам проекта вопросы по его содержанию, и в результате "Перспектива" отказалась в него войти.
2) Педагогам придется смириться с тем, что качество продукта относительно самостоятельной подростковой деятельности - вечеров, визиток, конкурсов и т.д. - будет хуже, чем у мероприятий, в которых дети больше исполнители, нежели организаторы. Понятно, что чем больше вложено творческих и организаторских способностей взрослого, тем ярче и выигрышней внешний вид конечного результата. Однако, на наш взгляд, не это должно в первую очередь заботить педагогов, работающих с подростками. Как уже отмечалось, их главной задачей является включение ребят в общественно значимую деятельность, в которой формируется основное возрастное новообразование - практическое сознание, а научиться плавать, стоя на берегу и глядя, как это делают взрослые, невозможно. Стремление подогнать детский продукт под некоторый показушный идеал за счет подавления их инициативы может привести к снижению мотивации, к скуке и т.д.

5. Создание новых клубов в МКП

Цели и задачи:

  1. Создание разных по форме и по содержанию культуросообразных пространств, "тусовок" для подростков трех гимназий.
  2. Обозначение в МКП качественно нового типа взаимодействия на основе содержания учебных предметов с целью выведения подростков на ведущую деятельность старшего школьного возраста - учебно-профессиональную.
  3. Создание между клубами ситуации конкуренции для повышения мотивации на работу.

Содержание:

  • Клубы по интересам могут создаваться, как уже было отмечено выше, из инициативных групп, которые являются результатом деловых игр проектного типа. В нашем случае таким путем появились рок-клуб, клуб "Лидер", созданный вокруг идеи проведения фестиваля подростковых организаций.
  • Предметные клубы, т.е. клубы, содержанием которых являются учебные предметы, могут создаваться, во-первых, через деловые игры по проявлению стратовой структуры общества и механизмов движения в ней. В результате у подростков создается мотивация на создание предметного клуба, как на возможность начать уже сейчас освоение своей будущей профессии.
  • Кроме того, администрация школ может предложить учителям-предметникам, организующим внеклассные мероприятия, привлечь к участию в них подростков других школ. За счет подключения детей из других гимназий и задания привлекательной формы общения на фоне предметного содержания при регулярности встреч может появиться особое сообщество подростков - предметный клуб, который дает возможность более глубокого изучения предмета и одновременно проявляет эту необходимость для подростков. Для более массового включения детей в предметную деятельность можно ввести традицию: каждое методическое объединение трех школ организует в течение года как минимум одно мероприятие по своему предмету на все МКП.
  • Поскольку к этому моменту у подростков уже есть потребность в межшкольном общении, возникает необходимость в оформлении этого общения в культуросообразных формах. Кроме клубов это может быть, например, система "светских" мероприятий, которая позволяет подросткам неформально общаться в культурных рамках МКП. Это может быть серия дискотек для активистов МКП, которые клубы проводят по очереди. Принципиальными моментами являются следующие:
    - каждый клуб сам определяет количество и состав приглашенных, сам обеспечивает музыкальную и, возможно, конкурсную программу;
    - мероприятию должна сопутствовать хорошо организованная реклама в школах: реклама всех мероприятий МКП работает на его проявление для всех учащихся школ, а соответственно на вовлечение новых членов в его клубы;
    - количество пригласительных билетов должно быть меньше, чем количество желающих попасть на мероприятие - это повысит привлекательность участия в МКП для "неактивистов" и через ощущение причастности к "избранным" сработает на повышение активности тех, кто туда попал.

Критерии достижения цели:

  1. Появление в дополнение к первому еще нескольких клубов, в том числе "предметных".
  2. Самоопределение подростков относительно клубов, проявляющееся в переходе из одного клуба в другой и в появлении "сочувствующих", т.е. ребят, которые, не считая себя членами клуба, участвуют в некоторых проектах или время от времени подключаются к клубной "тусовке".

Возможные трудности:
1) Малочисленность клубов. Для привлечения новых людей можно вместе с ребятами планировать и проводить в школах специальные рекламные кампании, в том числе: презентация клуба, проведение какого-либо массового мероприятия, объявления о заседаниях клуба с приглашением всех желающих принять участие, заметки о жизни клуба в школьных газетах и т.д.
2) Очень важно, чтобы клуб не превратился в кружок или факультатив по тому или иному предмету. Для этого роль взрослого должна состоять в предоставлении подросткам разных вариантов деятельности, выбор же должен остаться за подростком. Основной задачей клубной деятельности является не углубленное изучение предмета (как в кружке, на факультативе или на курсах), а проигрывание, примеривание на себя роли профессионала, специалиста по тому или иному предмету. В данном случае, освоение предмета должно стать необходимым, но побочным результатом активной социальной деятельности подростка.
3) То же касается и проводимых подростками мероприятий. Поскольку умения петь, играть на гитаре, декламировать и т.д., не являются основной задачей подростковых клубов, у взрослых, наблюдающих за деятельностью МКП со стороны, может возникать недовольство недостаточной яркостью, подготовленностью, отсутствием внешнего лоска подростковых мероприятий. На наш взгляд, целесообразно проводить по этому поводу разъяснительную работу с педагогами участвующих в МКП школ.
4) Отсутствие взрослого координатора в подростковом клубе может привести к тому, что подростки попадут под влияние другого взрослого, не всегда имеющего приемлемые цели. Неправильная, попустительская позиция взрослого также делает неэффективной работу клуба. Регулярные собрания подростков либо прекращаются, либо превращаются в беспредметное времяпрепровождение.

6. Проявление МКП в городе

Цели и задачи:

  1. Проявление для всех подростков трех гимназий городской структуры.
  2. Организация участия всех клубов МКП в молодежной общественной жизни города:

Содержание:

  • Клуб, который появился в МКП первым, к этому времени уже имеет прочные связи:
    - с другими молодежными организациями за счет приглашения их на свои мероприятия и участия в молодежных форумах и фестивалях;
    - с администрацией города за счет постоянного взаимодействия в ходе реализации проектов городского уровня;
    - с другими школами посредством приглашения их на мероприятия в рамках МКП.
  • Другие клубы МКП могут получить возможность выхода на взаимодействие с городом вначале совместно (под эгидой МКП) или через первый клуб, затем самостоятельно, устанавливая контакты по поводу реализуемых проектов.
  • В дальнейшем проявление МКП в городе должно стать постоянной задачей взрослых-организаторов и детей-управленцев (Советов школьного и межшкольного самоуправления).
  • Роль взрослых заключается в оказании помощи по выбору тех представителей городских структур, которые готовы к сотрудничеству с детьми, могут придать статус их мероприятиям или оказать помощь в их подготовке и проведении. Чтобы первый опыт взаимодействия с городскими структурами оказался положительным, взрослым нужно "подготовить педагогическую среду", т.е. заключить предварительную договоренность с данными структурами о возможности сотрудничества с детьми.
  • К социальному взаимодействию нужно обязательно готовить и подростков, обсуждая с ними списки приглашаемых или задействованных в мероприятии людей, их статус, функции и т.д.

Критерии достижения цели:
Все клубы МКП взаимодействуют с другими школами и гимназиями, а также с молодежными общественными объединениями города.

Возможные трудности:
Кроме тех, что были описаны в четвертом этапе, могут возникать осложнения во взаимодействии подростков с представителями администрации школ и городских структур. Наш опыт работы показывает, что как бы хорошо ни были подготовлены подростки к социальному контакту, вдохновленные идеями своих проектов, они все равно могут нарушать правила социального взаимодействия и вести себя неадекватно. Поэтому столь важна созданная взрослыми "педагогическая среда" - создание установки у всех, вступающих во взаимодействие с подростками, на игровое, обучающее сотрудничество, которое, впрочем, не исключает конструктивных конфликтов. Одним из условий эффективного взросления подростков в МКП является обязательный "разбор полетов", после каждого мероприятия. Рефлексия проводится в режиме партнерского общения, т.е. с соблюдением демократических норм и баланса положительной и отрицательной обратной связи.

7. 3адание цикличности

Цели и задачи:

  1. Культурное оформление естественного процесса "умирания" старых клубов.
  2. Обеспечение систематического появления новых клубов и осуществление преемственности в работе МКП.
  3. Формирование у педагогического коллектива и детей правильного отношения к сменяемости клубов.

Содержание:

  • Поскольку в любой детской структуре неизбежна смена поколений, в МКП так же неизбежно "умирание" одних и появление других клубов. Этому процессу не стоит препятствовать, т.к. для подростков создать свое новое важнее, чем участвовать в том, что было создано другими, пусть даже это новое будет не таким глобальным и великолепным, как первоначальное. Важно сформировать у взрослых и подростков правильное отношение к этому процессу. В качестве средств могут быть использованы деловые игры с педагогами, совещания, семинарские обсуждения. Очень важно, чтобы процесс сворачивания, "умирания" старых клубов проходил параллельно с процессом появления новых. Это возможно либо через регулярное задание нового содержания и набор подростков под это содержание, либо через постепенное изменение содержания уже существующих клубов.
  • Сворачивание деятельности клуба возможно по разным причинам (например, "старики" заканчивают школу, а "молодых" под идею или предмет клуба набрать не удалось). В любом случае должно быть зафиксировано окончание деятельности клуба для подростков. Важно, чтобы решение о роспуске клуба, о прекращении его деятельности было принято самими подростками, как самостоятельное и ответственное. Необходимо организовать культурное завершение работы клуба, чтобы дать подросткам опыт правильного, красивого окончания дела, отношений и т.д. Это может быть статья в межшкольной газете, а также большое мероприятие с приглашением не только учащихся своих школ, но и других молодежных объединений, представителей городских структур, прессы. Ребята, закрывающие свой клуб, могут провести аукцион своих незавершенных или постоянно действующих проектов.
  • Чтобы у подростков не возникало ощущение, что их работа прошла бесследно, важно создать архив или музей МКП, который позволит задать фактор "историчности" и уникальности каждого опыта.

В нашем опыте было закрытие первого клуба МКП - молодежной общественной организации "Перспектива", проработавшей 4 года. В организации и проведении прощального мероприятия приняли участие и ее выпускники прошлых лет. Оно символически называлось "Good-bye show" или "Да здравствует "Перспектива", и на нем произошла торжественная передача имени клуба всему МКП, а также незавершенных проектов последователям - молодым клубам и создававшемуся в то время Совету межшкольного самоуправления. Так проект "Обмен учениками" подхватил управленческий клуб "Лидер", а межшкольную газету "Триада" - Совет межшкольного самоуправления. Летопись "Перспективы" положила начало созданию музея МКП.

Критерии достижения цели:
Созданы и живут новые клубы, которые реализуют незавершенные и постоянно действующие проекты закрывшегося клуба. Новые члены МКП ссылаются на опыт предшественников, приглашают их на свои мероприятия.

Возможные трудности:
1) Трудно преодолеть естественное желание и педагогов, и подростков реанимировать то, что создано своими руками и на глазах "умирает". Когда мотивации подростков-членов клуба недостаточно для того, чтобы обеспечить себе смену, возникает опасность делания этого взрослыми за них.
2) В то же время нельзя допустить, чтобы роспуск клуба воспринимался как решение взрослых. Проблема может быть зафиксирована для подростков в ходе рефлексии сделанного и несделанного, и обсуждения планов на будущее. Подростки могут по-прежнему выдвигать идеи и с удовольствием общаться, но необходимость лично подписаться под конкретным проектом, назначить время и место следующей деловой встречи проявляет для них неизбежность принятия трудного решения, которое должно осуществляться на общем сборе, после серьезного анализа ситуации.

8. Создание Совета межшкольного самоуправления

Цели и задачи:

  1. Привлечение учащихся к активному планированию деятельности МКП.
  2. Повышение ответственности подростков за результаты своей работы.
  3. Предоставление новых возможностей для контактов с администрацией школ и города.
  4. Создание в МКП модели общественной жизни: возможность оппозиции формальной структуре власти
  5. Создание условий для формирования управленческих навыков и приобретения опыта карьерного роста.

Содержание:

  • На этапе развития МКП, когда созданы и действуют несколько клубов, живет неформальное подростковое сообщество, работают Советы школьного самоуправления, возникает необходимость формализации, согласования их взаимодействий. Это возможно посредством создания подросткового органа самоуправления всем МКП.
  • Формы работы по созданию Совета межшкольного самоуправления могут быть разными. Важно одно - это не может быть решение, навязанное сверху. Первоначально необходимо создать мотивацию у детей на появление такого формального органа власти. Порождение мотивации на создание выборного координирующего органа власти возможно через серию деловых игр, на которых так же может быть разработана его структура, права и обязанности, формы работы, технология проведения выборов, создана координационная группа по проведению выборов.
  • Для обеспечения широкой гласности столь важному событию в жизни МКП можно использовать форму межшкольной конференции, на которой кандидаты в Совет представят свои предвыборные программы. Выборы осуществляются тайным голосованием с соблюдением всех принципов демократии.
  • Выбранный Совет межшкольного самоуправления составляет программу работы, согласует ее с советом директоров, реализует ее, проводит регулярные рабочие заседания.
  • Поскольку Совет является формальным межшкольным управленческим органом, необходимо проявить для всех учащихся трех школ, в том числе и для самих членов Совета, городской масштаб их работы. Для этого хороша форма презентации, размах которой должен соответствовать статусу нового органа: с приглашением администрации школ, представителей городских структур, прессы; с соблюдением всех формальностей делового этикета.
  • Проводятся отчетно-выборные конференции и другие мероприятия, которые позволяют культурно оформлять нормальное недовольство субъектов МКП работой Совета межшкольного самоуправления и создают ситуацию конструктивной конкуренции между клубами и советами школьного самоуправления, проявляя для подростков устройство и механизмы демократического общества.

Критерии достижения цели:
Совет межшкольного самоуправления регулярно собирается, есть план работы, утвержденный на совместном заседании с советом директоров школ МКП, устанавливается предметное, деловое взаимодействие Совета с советами школьного самоуправления, клубами, администрацией школ, городскими структурами.

Возможные трудности:
1) Проявление необходимости Совета для администрации школ требует специальных усилий, т.к. в Совете необходимы взрослые-координаторы, т.е. дополнительные педагогические силы.
2) При неправильной позиции взрослых выборы могут легко превратиться в формальные, шаблонные, редуцированные. Наверное, у многих читателей есть опыт наблюдения за выборами Советов школьных самоуправлений, школьных президентов и т.д., которые не имели продолжения в деятельности, потому что взрослые отводили детям роль не организаторов, а исполнителей.
3) Вряд ли следует ожидать высокой мотивации подростков на участие в выборах. Для того, чтобы это мероприятие было действительно "всенародным", необходимо продумать и рекламную кампанию, и возможные административные меры. Поднять статус будущего управленческого органа в глазах подростков и их родителей, которые часто возражают против участия детей в общественной жизни, может привлечение администрации школ и представителей городских структур ко всем мероприятиям, связанным с выборами Совета.
4) Все взрослые, работающие в МКП, особенно те, кто работает в Совете и с Советом, будут сталкиваться с трудностями взаимодействия с подростками, ощущающими общественную значимость своей деятельности ("за что боролись, на то и напоролись"). В этом возрасте амбиции легко сочетаются с естественным дефицитом реальных умений. Если для психологов эти проблемы достаточно легко решаемы в силу особой профессиональной позиции по отношению к ребенку, то с педагогами на всех этапах разворачивания МКП нужна специальная работа по проявлению необходимости псевдопартнерского, игрового взаимодействия с подростками. Хорошо, если за этим проявлением последует возможность обучения на специальных тренингах.
Авторы надеются, что те, кто попробует повторить наш путь, не встретятся с описанными здесь трудностями, хотя, вполне возможно, они столкнутся с какими-то другими. Но мы уверены, что вооруженные нашим опытом, они будут более успешны в достижении своих целей. Мы будем рады помочь, получить обратную связь и, в свою очередь, у них поучиться.

Полученные результаты

1. Для школьников трех гимназий создано культуросообразное, альтернативное асоциальному, внешкольное пространство для неформального общения, которое существует уже без поддержки педагогов. Необходимо отметить, что выбор подростками компании сверстников-гимназистов вовсе не гарантирует отсутствие в них тяги к совершению ненормативных поступков, но в отличие от уличных сообществ МКП не поощряет их, а проявляет культуросообразные рамки.
2. Запущен новый тип совместной деятельности педагогов и школьников - разработка и реализация общественно значимых ученических проектов.
3. Реализация собственных проектов разного уровня и масштаба (от внутришкольного до городского) в рамках культуросообразного пространства формирует представления о стратовой структуре общества, создает условия для освоения подростками основных социальных институтов, способствует осознанию себя в качестве представителя среднего слоя и воспитанию социальной ответственности.
4. Созданы условия для самоопределения подростков относительно их будущего образа жизни, их места в общественной структуре и для осознанного выбора профессии, т.е. для складывания практического сознания как основного новообразования подросткового возраста, обеспечивающего готовность к выбору профиля дальнейшего обучения.
5. Созданы условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
6. У подростков, включенных в развивающее пространство, формируются навыки управления и самоуправления, они примеряют на себя новые социальные роли. Возможность опробовать свои силы в различных видах деятельности позволяет сформировать более четкое понимание своих целей и путей их достижения.
7. Знакомство с другими школами значительно расширяет представления о школе как о социальном институте, позволяет понять место школы в городской структуре, идентифицировать себя с определенным общественным слоем. Через сравнение происходит осознание школьниками норм, принятых в своей школе, формирование собственной позиции и выход на новый, осознанный уровень соблюдения норм.
8. Подростки приобретают опыт социального взаимодействия как со сверстниками, так и с родителями, учителями, администрацией школ и города; получают навыки взаимодействия со взрослыми-носителями разных социальных ролей.
9. Получение детьми новых социальных навыков предъявляет более высокие требования к работающим с ними педагогам, поскольку возникает необходимость в новых средствах взаимодействия с подростком. Осваивая взрослое общество, подросток учится брать на себя ответственность за счет большей свободы, и педагогам необходимо быть готовыми к тому, что:

  • подросток ярче начнет проявлять свою индивидуальность;
  • связь свободы и ответственности ему (подростку) нужно будет постоянно проявлять, фиксируя ошибки в его деятельности и указывая пути их исправления;
  • придется заниматься оформлением постоянного места подростковой тусовки, с одной стороны, обеспечивая ее культуросообразность, с другой стороны, делая это ненавязчиво, без давления;
  • возможна постоянная сменяемость членов клубов, их "взаимообмен".

Если вы стали замечать, что в вашу школу все чаще приходят подростки из других школ, для того чтобы поиграть на гитаре, подготовить к выпуску очередной номер газеты или обсудить предстоящее мероприятие, если ваши ученики объясняют опоздание на урок тем, что разносили объявления по другим школам, то можно считать, что подростковое сообщество у вас сложилось. Теперь можно его использовать.
Самые отъявленные негативисты могут не только писать жалобы в конфликтную комиссию СШС, но и попробовать сделать то, что считают важным и полезным. В результате их энергия уйдет не на перепалку с учителями и администрацией, а на полезное для школы дело. Самых пассивных и неинициативных можно подключить к клубной работе, где они от простого наблюдения постепенно смогут перейти к участию в организации проектов, а затем и к их проектированию. С не в меру активным и поверхностным подростком можно анализировать, почему ему не удается надолго задержаться ни в одном клубе, задав тему для размышления о собственном самоопределении.
Таким образом, созданное пространство предоставляет большие возможности для организации целенаправленной педагогической деятельности, построения индивидуальных развивающих программ.

Вместо заключения

Уважаемый читатель!
Мы надеемся, что эта технология стала интересной и полезной для Вас. Если у Вас появилось желание опробовать ее на практике, Вы всегда можете рассчитывать на нашу помощь и в качестве партнеров, и в качестве консультантов. А если что-то показалось Вам неправильным или непонятным, мы с удовольствием выслушаем Вашу критику.

Отзывы и предложения посылайте по адресу:

Центр образования "Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения" - Татарстан, г. Наб. Челны, 4/19, тел. 53-65-60, факс: 53-52-73;

Гимназия #76 с углубленным изучением английского языка - Татарстан, г. Наб. Челны, 42/25, тел. 52-42-57;

Гимназия #61 - Татарстан, г. Наб. Челны, 54/09, тел. 59-63-60,59-58-38


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/152
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/152
Школа для подростка
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?