Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Шаталов В. Неэкспериментирующего учителя в природе не существует. Педагогическая лемма


газета «Первое сентября», октябрь 2005
Виктор Фёдорович Шаталов - донецкий учитель, создатель оригинальной дидактической системы, перевернувшей представления о возможностях обучения подростков физике и математике. Один из лидеров педагогики сотрудничества.
Из доклада на Соловейчиковских чтениях в 2005 году
 
Мы говорим: обучать творчеству, создавать на уроке творческую обстановку. Здесь мы обязаны спросить себя, знаем ли сами муки творца, процесс творчества? Ведь разговор о творчестве без творчески мыслящего учителя повисает в воздухе.
 
Сколько раз приходится слышать: вот учителя-новаторы. Они пишут, выступают. А мы что? Мы годовой план составим, поурочный напишем, тетради проверим, от администрации отбояримся. Они особые, а мы нет. Так вот, все это неправда.
 
Неэкспериментирующего учителя в природе не существует! Это педагогическая лемма. Это основа всех других положений и теорем, которые мы могли бы доказывать в педагогике.
 
Представьте, что вы готовитесь к завтрашнему уроку. Вы изучаете книги, подбираете и решаете задачи.
  
Вы становитесь исследователем в предмете.
 
А когда вы пришли на урок?
 
Пятьдесят с лишним лет я отдал школе. Я знаю, что семилетние дети могут доказывать теоремы, решать сложнейшие задачи. Но я говорю: я до сих пор не знаю, когда начинается ученик. Один взрывается в чётвертом классе и добивается все новых успехов. Второй испытывает то взлеты, то падения. На третьего тратишь год за годом и становишься свидетелем только первых слабых ростков. Четвертый, пятый… Это бесконечное поле поиска и исследования.
 
После урока возвращаемся к составленному плану, сравниваем его с тем, что реально происходило, видим все свои просчеты, делаем выводы. Мы сами себе и критики, и восхвалители. И с каждым следующим уроком становимся все опытнее и мудрее.
 
А ведь этот путь познания в науке называется экспериментированием, методом проб и ошибок.

Кто из вас не вёл такого эксперимента? Вы его ведете каждый день. Едва переступив порог школы, вы становитесь экспериментатором. Один идёт глубже и дальше. Другой решает мелкие экспериментальные задачи, но, повторяю, вы всю жизнь с детьми и у вас никогда даже подряд не было двух одинаковых уроков. Вот мы и доказали, что неэкспериментирующего учителя в природе не существует.
 
А следующий вопрос, на который следует отвечать: как стать настоящим экспериментатором, как подняться на уровень тех, кого мы считаем талантливыми учителями?
 

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/194
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/194
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?