Александр Михайлович Лобок,
доктор философских наук, учитель, создатель концепции и практики Вероятностного образования, г. Екатеринбург
Александр Лобок. Избыточность как минимальное условие вероятности. Организация культурно-информационной среды (КИС)
Библиотека в широком смысле
1. Это библиотека, включающая в себя множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. «Смыслонесущий» характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется «шлейф» эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.
Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной среды - важная образовательная деятельность в пространстве «Вероятностное образование» (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).
Предметная среда «Вероятностное образование» нарастает стихийно - пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора - есть множество «авторов», привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.
Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды - важный образовательный проект.
2. Это библиотека, включающая в себя множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) - архивов на бумажных (учебные листы - метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях.
Прежде всего - это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса - своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив.
Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)
3. Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио-носителях - постоянно расширяющаяся модель «большой» культуры. Что из этого следует?
- Библиотека Вероятностного образования всегда имеет авторство. В ней, конечно, присутствует элемент стихийности и коллективного авторства, и, все же, фигура Библиотекаря в ней принципиальна. Библиотекаря, формирующего библиотеку с опорой на собственное суждение и вкус.
- Библиотека формируется не как нечто единое на всю школу, а как сумма авторских библиотечных модулей - на один или несколько классов.
- Каждый модуль находится в открытом доступе.
- Библиотечное пространство каждого модуля (модель каталога), набор книг, способы их размещения в пространстве модуля - все это глубоко индивидуализовано. Каждый модуль развивается по своей траектории и имеет свой, персонализованный каталог.
- Кроме того, происходит каталогизация всей библиотеки как совокупности модулей.
- Деятельность каталогизации, упорядочения и расстановки КИС в каждом модуле - важнейшая образовательная деятельность.
- Важнейшая образовательная программа - программа исследовательских путешествий в «чужих» модулях.
- Принципиально важно, что модули носят не тематический характер.
- Педагог-организатор КИС «Вероятностное образование» (Библиотекарь ВО) формирует (в диалоге с учащимися!) свою авторскую библиотеку как структурное подразделение общешкольной, постоянно обсуждая с учащимися основания и философию отбора и расстановки книг, вовлекая учащихся в деятельность рефлексии по этому поводу.
- По мере образования новых библиотечно-образовательных модулей и открытия новых КИС-студий (КИСок) возникает необходимость и возможность построения диалога между модулями, возможность «кроссмодульных» и «трансмодульных» путешествий.
Модель каталога культурно-образовательной среды
Каталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а также диалог авторских маркировочных систем.
Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС - это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.
Элементы базовой маркировки:
- Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка
- Месторасположение (модуль, стеллаж, полка)
- Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? - понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно также, что это вполне исследовательский проект.
- Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные «библиотеки в библиотеке»)
- Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного «маркерного проекта»
- Индивидуальные аннотации - на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.
- Коллективные рейтинги элементов КИС
- Экспертиза аннотаций и рейтингов
Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.
Право экспертизы делегируется лишь представителям «взрослого» мира.
Электронный путеводитель
Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а также создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.
Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам).
На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться «членом» множества личных виртуальных библиотек.
Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности - в открытом библиотечном доступе.
Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных «образовательных событий» для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.