Проектная идея (Москва-Якутск)
Н.И.Бугаеву
Анализ сделан очень содержательно, сразу представляешь ситуацию. Я думаю, что сетка что-то может дать.
В селе Лекечен, как я понял, 47% народу с высшим и средним специальным образованием (столько же, кстати, помните, в Баяге людей занимается разными творческими делами, мастерствами) . А в Илбенгя указывают на ключевую для них проблему - дополнительное образование. Тут явная смычка. И, наоборот – в Лекечене большие проблемы со здоровьем детей и взрослых, нет врача, а в Илбенгя – участковая больница, медперсонал…
Но в этих взаимных возможностях школы и сами разберутся. А вот что касается стратегии…Трудно, конечно, так, не видя, но вот какая мысль возникает.
Мне кажется, что в их возможном взаимодействии не хватает чего-то третьего (не только, в смысле, третьей школы, села) . Чего-то качественно другого.
Мне кажется, что стратегия развития может быть как-то связана с трассой, на которой эти два села находятся (федеральной трассой Якутск-Мирный), по которой мимо что-то и кто-то проезжает, не обращая внимания, как будто их нет (вот, и газ в селах не провели) . Это, вообще, обычная ситуация – «проезжих сел». Стоят у трассы, мимо мчится жизнь, «прогресс», а они как бы на его обочине. И тут вопрос: а что, собственно, они сами могут предложить этому прогрессу, этой трассе – в широком смысле, и в совершенно конкретном - этой конкретной трассе Якутск-Мирный, и тем, кто по ней перемещается.
Я знаю, что в Хвойнинском районе Новгородской области сельская школа создала сеть магазинчиков, даже при районо торговали канцтоварами. Потом у них в районе был проект, мне тамошняя начальник управления образованием рассказывала, - создать разные кафушки, рыночки, магазинчики при бензоколонках на трассе Москва-Петербург…Я не знаю, что именно тут, на якутской трассе, где эти села, можно придумать, но, ведь что-то у них есть (вот, хоть рыба), а с другой, какие-то нужды, интересы могут быть и у проезжающих ( в стоянке, отдыхе, не знаю, в чем, но чем-то их нужно привлечь, чтобы они остановились, или самим придти туда, где они останавливаются) . Понятно, что подумать и оценить ситуацию (и в результате, сформировать какой-то проект) школам надо вместе с местным предпринимателем, может быть, главами сельских администраций, специалистами и т.д.
В общем, мне кажется, нужно попробовать провести анализ в отношении трассы. Анализ собственных возможностей. И анализ своих потребностей, проблем, в которых может помочь «трасса» (может, и специалисты, о которых говорят лекеченцы, оттуда появятся, и Интернет) .
Вообще, Вы понимаете, что на эту ситуацию можно посмотреть и в более широком смысле - трасса как модернизация (без кавычек), прогресс - с плюсами и минусами, и эти села-школы (регионы, культуры, человеческие сообщества у дороги) . Но это ладно…А конкретный проектный ход, может быть, такой.
Мне было бы интересно, что думают об этом в Лекечене и Илбенгя.
Привет тамошним учителям и пожелание справиться с трудной, но очень интересной задачей».