Перспективы развития проекта
В заключении, дадим наш комментарий к происходящему.
В ходе педагогической экспедиции в Вилюйский регион, нам пришлось проехать около 2000 км по окрестностям и федеральной трассе «Якутск - Мирный», мысль о взаимосвязи с которой легла в основу проекта.
Первое наше впечатление от этой дороге было ошеломляющим – оказалось, что в действительности она имеет весьма мало общего с придуманным в Москве образом «трассы-цивилизации», на обочине которой находятся села с их социумами и школами.
Трасса только называется «федеральной», а в действительности, вблизи Якутска, она, испещренная глубокими трещинами и провалами, напоминает лунную поверхность. Затем дорога окутывается густым облаком красной пыли (довольно опасной для водителя и пассажиров) и становится похожей на планету Марс. И только ближе к Вилюйскому району приобретает более привычный вид. Но и то, служит дорогой лишь в сухую погоду, а дождь очень быстро, прямо на глазах превращает глину в сплошное месиво, в котором вязнут «Уазик» и «ЗИЛ» - основной транспорт здешних мест. Да и в сухую погоду особого движения не наблюдается: июльским днем, в сорокоградусную якутскую жару в сочетании с тучами оводов, любителей езды по этой дороге мы что-то не замечали, движение происходит, в основном, по ночам. Даже при лихачестве якутских шоферов (от которого стынет кровь), назвать эту трассу «проносящейся мимо цивилизацией», как нам померещилось из прекрасного далека, было бы большой натяжкой.
Но уж что есть. И этой дороге тут рады, было время, когда и такой не было. Нередко и сегодня на «один кëс» ( 10 км) в сторону от этой дороги - приходится тратить до полутора суток.
Эти обстоятельства, как ни странно, однако, не повляли на осуществление нашего проекта, который успешно развивается, в чем мы убедились, побывав в Вилюйске и других районах, через которые проходит трасса. Вот это для нас было самым удивительным (еще более удивительным, чем дорога) . Интерес людей, их желание изменить жизнь, помноженное на продуктивные формы кооперации, помогли преодолеть, казалось бы, неодолимые преграды.
Мы убедились, что это возможно. Говоря более строго, частная инициатива двух сельских школ постепенно преобразуется в более широкий проект создания кустового сетевого образовательного центра, с участием разных партнеров: сельских и городских образовательных учреждений, местных социумов, мастеров, общественных организаций и т.д. Вносятся изменения в принципы организации системы образования (сеть как средство построения индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся, школа мастеров с ее ценностями и технологиями, равноценность дополнительного и основного образования, общественный, а не только ведомственный - образовательный заказ) . Все это влияет на развитие муниципальной системы образования, которая в перспективе может быть построена на новых основаниях. В то же время, наряду с развитием муниципальной системы образования, складываются условия для ее взаимодействия с другими районами. Так, во время экспедиции, в Вилюйском, Верхневилюйском, Нюрбинском и Сунтарском районах обсуждалась возможность создания путеводителя по трассе, историко-культурного справочника, реализации общей экологической программы и другие. (Заметим в скобках: первый реальный шаг в этом направлении был сделан уже в 2009 году: республиканские сельские игры Манчаары прошли практически по всей трассе, что потребовало взаимодействия и координации усилий многих районов и населенных пунктов) .
Так, муниципальная сеть обрела шанс постепенно перерасти в межмуниципальную.