Как-то в конце третьей четверти меня попросили взять 6-й класс, от которого отказался учитель. Взять, чтобы довести до конца года. И я взаправду решила их "довести"! Вот только чем же взять подростков? Тем более, что они уже почувствовали вкус свободной безалаберности?
Надо признаться, я не люблю торговых отношений с людьми. Но впервые мне пришлось осваивать их в вечерней школе, в тот период, когда обычная школа скидывала туда всех недоделанных, недолюбленных, озлобленных и ничему не наученных детей.
Там, в вечерке, я научилась торговаться, потому что поначалу это единственно понятный и самый простой язык общения. Конечно, не самый лучший. Зато всегда верный.
Вот только застревать на нем нельзя! Он может быть использован только в исключительных обстоятельствах.
Условия жизни
Итак, иду в класс. (С ним работал удивительный, интересный человек. И дети сели ему на голову. Он не выдержал и упросил меня взять их.)
Вхожу в класс лениво (и этим уже вызываю их любопытство). Договариваюсь об условиях жизни. Говорю очень тихо. Для них это непривычно, и потому они меня слушают. Им любопытно ведь, что их ждет.
Объявляю, что в процессе объяснения буду задавать вопросы, на которые нужно отвечать письменно, используя книгу. И каждый ответ буду оценивать баллами. В общий балл входит и домашняя работа. Каждый интересный, необычный, умный ответ увеличивает общий балл. Тот, кто не хочет работать, может сидеть тихо, не мешая другим. Или уйти – но тогда я ставлю в журнал нулевой балл.
Проблем с дисциплиной у меня не было, поскольку баллы я ставила ежедневно и тетради проверяла ежедневно.
Не прошло и месяца, как все дети стали постоянно работать на уроке. Случалось, что за урок дети получали по 7, 8, 9 и 10 баллов. И им было любопытно, как я выпутаюсь из этих обстоятельств.
Те, кого устраивала тройка, на нее и трудились, но соблюдали условие: "Не мешать тем, кто хочет иметь больший балл". Как и В.Ф. Шаталову, мне удалось добиться успешной работы детей. Главное, чтобы торговый метод переходил плавно в индивидуальный подход к каждому человеку.
Но и на старуху бывает проруха!
Любовь зла
В классе был мальчик Петя, которому очень нравился прежний учитель. Он его полюбил. А с любовью не шутят.
Я пытаюсь договориться с Петром, чтобы он по-прежнему занимался индивидуально с тем учителем. Но мальчик меня не слышит. Он и со мной не работает, и к тому учителю не ходит. На всех обижен: и на меня, и на него.
Я бегаю за ним всю третью четверть, чтобы не оскорбить плохой оценкой в четверти. Но любовь зла! Насильно мил не будешь. Третья четверть закончилась тройкой. Наступает четвертая. И вот тут я "сдалась".
Совершенно не обращаю на него внимания, разрешаю уходить с уроков и оцениваю только контрольные работы, с которыми он, естественно, не справляется.
За месяц до конца года я предупреждаю его, что в IV четверти у него не будет никакой отметки. Но что он может сдать материал. Говорю – а ничего не делаю, чтобы его заставить!
И вот конец четверти. Я выставляю "0" баллов! Ко мне начинают бегать его родители. Я объявляю им, что Пете надо всего лишь сдать зачеты до такого-то числа. Но мальчик упорен. И я тоже.
И вдруг однажды Петя приходит и сообщает, что хочет исправить положение. Но тут уже я не соглашаюсь. Учебный год уже окончен, и теперь у меня нет времени. "Да и зачем тебе это? – спрашиваю я его. – Ты уже переведен в седьмой класс".
Нужно было видеть его разочарование!..
«А, может быть, это месть?» – вправе подумать читатель. Да нет же, за что мальчишке мстить! Я ведь понимаю, что такое любовь. Просто мне показалось, что человеку, который упорно чего-либо не хочет, полезно встретиться с другим, столь же упорным не хочу.
Вот такая наука.