Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. ЖИЛИ-БЫЛИ УЛИТКИ
  2. СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

ЖИЛИ-БЫЛИ УЛИТКИ

 

Сначала обсудим домашнее задание с прошлого занятия. А потом спросим:

— Кто где встречал улиток? Расскажите об этом.

Вслед за рассказами детей сделайте рисунок на доске. Этот рисунок, при интересно протекающем разговоре, может включать в себя сухопутных, речных, озёрных, морских улиток. Обнаруживается, что улитки встречаются повсюду. Разве только что нет летающих улиток.

 

Жили-были улитки. Жили они в раковинах-коконах. Вот как они выглядят:

 
 
Это виноградная улитка.
 
 
 
 
 
А это — улитка-прудовик.
 
 

Ещё есть сухопутная садовая улитка, приморская улитка Пателла (у неё раковина в виде блюдечка), морская улитка Рапана, прудовая улитка Катушка, пресноводная улитка Прудовик…

Желателен рисунок для рассматривания и обсуждения: шесть натуралистически (биологически правильно) нарисованных улиток. Они расположены по кругу, а в центре — черепаха (желательно антропоморфно выглядящая) с хорошо прорисованным панцирем.

— Рассмотрите рисунок. Скажите, кто из них на кого похож?

Все улитки живут на свой манер, но у них у всех есть рожки и ползают они одинаково. Свои рожки улитки умеют прятать. Но мало кто может сказать, как это происходит.

— А как и чем они ползают? Как это можно изобразить?

— Можно ли услышать, как ползают улитки?

— Где можно встретить улиток?

— Могут ли улитки плавать?

— Зачем улиткам два рога?

— Это всё брюхоногие моллюски. Отчего их так называют?

Информация для детей. Все эти животные отличаются медлительностью, так что медленность улитки вошла даже в пословицу.

Известно, что брюхоногие моллюски были обитателями моря. Позднее многие их них приспособились к жизни в пресных водоёмах и на суше.

Хорошо выделяется голова. Нога развита и имеет широкую подошву, туловище поднято кверху и обращено внутрь раковины.

У наземных и пресноводных брюхоногих дыхание лёгочное, а не жаберное. У многих улиток имеется особая крышечка, которая плотно закрывает отверстие раковины.

Прочитаем рассказ про улитку и обсудим его.

Улитка сидела на камне уже очень давно. Все знали, что улитка живёт в раковине. А вот где улитка эту раковину берёт — не знал никто. Рыбы спрашивали: «Отчего это у улитки есть раковина, а у нас нет? Откуда он взялся, этот домик?»

— Она родилась вместе с ним,— сказала одна из рыбок.

— Родилась?! — удивились все.

— У малюсенькой улитки был такой большой домик? — спросила самая маленькая рыбка.

— Нет, у малюсенькой улитки был малюсенький домик, — сказал сомик.

— А что же было потом?

— Она как-то росла.

— Вместе с домиком?

— Да.

— Разве домик живой, чтобы расти?— удивилась маленькая рыбка.

В это время улитка зашевелилась и из-под раковины выглянуло что-то непонятное.

— Она сейчас куда-то пойдёт, — сказали одни.

— Поползёт, — сказали другие.

— Чем поползёт? Как поползёт? Разве у улитки нет ног? — удивились первые.

— Есть. Но всего одна нога. И она ей не ходит, а ползает.

— Ползает ногой?! — спросила золотистая рыбка.

— Это не нога, это живот. Улитка ползает на животе, — не согласился живущий под камнем сомик.

— Надо спросить саму улитку, нога у неё или живот, — предложил кто-то.

А улитка уже медленно ползла по камню и думала о том, что неплохо было бы перекусить, а потом подняться на поверхность и подышать свежим воздухом. Дышать под водой как рыбы она не умела. Питалась улитка мелкими зелёными водорослями, которые росли на камнях и стенках аквариума.

— А у улитки есть зубы? — спросила самая маленькая рыбка.

— А где у неё рот? — поинтересовалась золотистая рыбка.

— А у неё есть язык? — спросил кто-то.

— Посмотрите на улитку, когда она ползёт по стеклу, — посоветовал сомик. — И всё увидите.

И все так и сделали. Давайте и мы попробуем посмотреть.

— Какие ещё странности есть в жизни улиток? Обсудите это и задайте друг другу вопросы.

Основное время на этом занятии отводится для обсуждения странностей жизни улиток.

— Кто быстрее ползает — черепаха или улитка? Или дождевой червяк?

— Если бывают виноградные улитки, то бывают ли берёзовые и еловые?

— Живут ли улитки в Африке?

— Какое домашнее задание вы себе выберете? Кто принесёт открытки с изображением раковин?

Кто из ваших детей в ходе обсуждения может по собственной инициативе и в согласии с собственными интересами спрашивать «Как же так, ведь...»?

 

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

 

Розыгрыш этой темы не требует дополнительных комментариев. Способ и последовательность работы выбирается по вкусу взрослого и детей. Отметим лишь, что по содержанию и смысловой нагрузке эта тема напоминает разговор «У кромки воды».

Конечно, у улиток есть масса своих загадок и нюансов. Одни только домики-раковины чего стоят.

Дом улитки и дом черепахи. Спираль-пирамида и тарелка. А кто закручивал спираль? Впрочем, если присмотреться, то спираль рапаны напоминает застывшую морскую волну. Попробуйте провести рукой по раковине...

Именно поэтому, наверное, раковина «помнит» шум моря.

— Где на рисунках мы уже встречались с улитками? Кто помнит? Посмотрите, найдите. (Время на работу специально оговаривается).

— Между улитками на рисунке дорисуйте свою улитку.

Основное время урока — это разговор-диалог различных улиток между собой.

Собрались однажды улитки все вместе и стали спрашивать друг друга о том, кто как живёт… (Можем раздать детям смешной рисунок с двумя улитками).

— Где все улитки могли встретиться? Как выглядит это место? Нарисуйте его на доске и в тетрадях.

— Кто какой улиткой будет? О чём вы спросите друг друга?

— Какие имена улиток мы запишем в наш альбом «Загадочные имена»?

— На каких этажах нашего «Лесного дома» живут улитки? Кто их соседи по «этажу»? Могут ли улитки жить в горах?

Коробочки для скрипа и топотания. Как они поживают в вашем классе?

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 27 28 29 30 (31) 32 33 34 35 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?