Сначала обсудим домашнее задание с прошлого занятия. А потом спросим:
— Кто где встречал улиток? Расскажите об этом.
Вслед за рассказами детей сделайте рисунок на доске. Этот рисунок, при интересно протекающем разговоре, может включать в себя сухопутных, речных, озёрных, морских улиток. Обнаруживается, что улитки встречаются повсюду. Разве только что нет летающих улиток.
Жили-были улитки. Жили они в раковинах-коконах. Вот как они выглядят:
Ещё есть сухопутная садовая улитка, приморская улитка Пателла (у неё раковина в виде блюдечка), морская улитка Рапана, прудовая улитка Катушка, пресноводная улитка Прудовик…
Желателен рисунок для рассматривания и обсуждения: шесть натуралистически (биологически правильно) нарисованных улиток. Они расположены по кругу, а в центре — черепаха (желательно антропоморфно выглядящая) с хорошо прорисованным панцирем.
— Рассмотрите рисунок. Скажите, кто из них на кого похож?
Все улитки живут на свой манер, но у них у всех есть рожки и ползают они одинаково. Свои рожки улитки умеют прятать. Но мало кто может сказать, как это происходит.
— А как и чем они ползают? Как это можно изобразить?
— Можно ли услышать, как ползают улитки?
— Где можно встретить улиток?
— Могут ли улитки плавать?
— Зачем улиткам два рога?
Информация для детей. Все эти животные отличаются медлительностью, так что медленность улитки вошла даже в пословицу.
Известно, что брюхоногие моллюски были обитателями моря. Позднее многие их них приспособились к жизни в пресных водоёмах и на суше.
Хорошо выделяется голова. Нога развита и имеет широкую подошву, туловище поднято кверху и обращено внутрь раковины.
У наземных и пресноводных брюхоногих дыхание лёгочное, а не жаберное. У многих улиток имеется особая крышечка, которая плотно закрывает отверстие раковины.
—Прочитаем рассказ про улитку и обсудим его.
Улитка сидела на камне уже очень давно. Все знали, что улитка живёт в раковине. А вот где улитка эту раковину берёт — не знал никто. Рыбы спрашивали: «Отчего это у улитки есть раковина, а у нас нет? Откуда он взялся, этот домик?»
— Она родилась вместе с ним,— сказала одна из рыбок.
— Родилась?! — удивились все.
— У малюсенькой улитки был такой большой домик? — спросила самая маленькая рыбка.
— Нет, у малюсенькой улитки был малюсенький домик, — сказал сомик.
— А что же было потом?
— Она как-то росла.
— Вместе с домиком?
— Да.
— Разве домик живой, чтобы расти?— удивилась маленькая рыбка.
В это время улитка зашевелилась и из-под раковины выглянуло что-то непонятное.
— Она сейчас куда-то пойдёт, — сказали одни.
— Поползёт, — сказали другие.
— Чем поползёт? Как поползёт? Разве у улитки нет ног? — удивились первые.
— Есть. Но всего одна нога. И она ей не ходит, а ползает.
— Ползает ногой?! — спросила золотистая рыбка.— Это не нога, это живот. Улитка ползает на животе, — не согласился живущий под камнем сомик.
— Надо спросить саму улитку, нога у неё или живот, — предложил кто-то.
А улитка уже медленно ползла по камню и думала о том, что неплохо было бы перекусить, а потом подняться на поверхность и подышать свежим воздухом. Дышать под водой как рыбы она не умела. Питалась улитка мелкими зелёными водорослями, которые росли на камнях и стенках аквариума.
— А у улитки есть зубы? — спросила самая маленькая рыбка.
— А где у неё рот? — поинтересовалась золотистая рыбка.
— А у неё есть язык? — спросил кто-то.
— Посмотрите на улитку, когда она ползёт по стеклу, — посоветовал сомик. — И всё увидите.
И все так и сделали. Давайте и мы попробуем посмотреть.
— Какие ещё странности есть в жизни улиток? Обсудите это и задайте друг другу вопросы.
Основное время на этом занятии отводится для обсуждения странностей жизни улиток.
— Кто быстрее ползает — черепаха или улитка? Или дождевой червяк?
— Если бывают виноградные улитки, то бывают ли берёзовые и еловые?
— Живут ли улитки в Африке?
— Какое домашнее задание вы себе выберете? Кто принесёт открытки с изображением раковин?
Кто из ваших детей в ходе обсуждения может по собственной инициативе и в согласии с собственными интересами спрашивать «Как же так, ведь...»?
Розыгрыш этой темы не требует дополнительных комментариев. Способ и последовательность работы выбирается по вкусу взрослого и детей. Отметим лишь, что по содержанию и смысловой нагрузке эта тема напоминает разговор «У кромки воды».
Конечно, у улиток есть масса своих загадок и нюансов. Одни только домики-раковины чего стоят.
Дом улитки и дом черепахи. Спираль-пирамида и тарелка. А кто закручивал спираль? Впрочем, если присмотреться, то спираль рапаны напоминает застывшую морскую волну. Попробуйте провести рукой по раковине...
Именно поэтому, наверное, раковина «помнит» шум моря.
— Где на рисунках мы уже встречались с улитками? Кто помнит? Посмотрите, найдите. (Время на работу специально оговаривается).
Основное время урока — это разговор-диалог различных улиток между собой.
Собрались однажды улитки все вместе и стали спрашивать друг друга о том, кто как живёт… (Можем раздать детям смешной рисунок с двумя улитками).
— Где все улитки могли встретиться? Как выглядит это место? Нарисуйте его на доске и в тетрадях.
— Кто какой улиткой будет? О чём вы спросите друг друга?
— Какие имена улиток мы запишем в наш альбом «Загадочные имена»?
— На каких этажах нашего «Лесного дома» живут улитки? Кто их соседи по «этажу»? Могут ли улитки жить в горах?
Коробочки для скрипа и топотания. Как они поживают в вашем классе?