|
-
«Руководство к образованию немецких учителей» Дистервега, написанное в 1835 году - произведение, не имеющее себя равных в сжатости, точности и полноте изложения классических принципов дидактики. Та линия русской педагогической теории, которую можно назвать классической – от Ушинского до Занкова – по сути связана с вдумчивым воплощением изложенных здесь принципов. (И, наверное, в каждой европейской стране находились свои Ушинские – примерявшие принципы рационально организованной народной школы к своей национальной среде). Можно сказать, что в этом произведении Дистервега представлено самое точное и высокое изложение теории «традиционной» школы – как она должна бы преподаваться в педагогических институтах и реализовываться в большинстве учебных заведений. С одной стороны, интересно сравнить, насколько якобы общепринятые, «традиционные» принципы дидактики, изложенные Дистервегом, совпадают с фактической реальностью «традиционной» школы в России. А с другой – именно на этой сжатой работе особенно удобно фиксировать «проблемные узлы»: положения, которые сторонники «неклассических взглядов» на педагогику пробуют опровергать с точки зрения парадоксальных законов детского мира ясную логику просветительского рационализма. Те или иные подходы и оценки «нетрадиционной» дидактики развивались уже одновременно с Дистервегом (например, в методических поисках других учеников Песталоцци, французских педагогов Жерара и Жакото), были громко заявлены Львом Толстым, развёрнуты великими деятелями эпохи рождения идей «новой школы» на рубеже двадцатого века… Можно сказать, что в диалоге-согласии с одними краеугольными тезисами Дистервега, их постоянном «воскрешении» в новых обстоятельствах – и в диалоге-опровержении других его принципов во многом и развивается мировая педагогическая теория последних двух столетий
-
-
Статья Василия Сухомлинского о его отношении к идеям и педагогическому наследию А.С. Макаренко. Написана в 1967 г., впервые была опубликована лишь в 1989 г.
-
Журнал «На путях к новой школе» 2001-2005: проект «На стороне подростка» 22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
-
Что происходит, когда педагог ставит перед собой задачу помочь ребенку стать самостоятельным в учебной деятельности? Авторы сборника обсуждают как концептуальные идеи, так и конкретный педагогический опыт и пробуют разобраться - почему далеко не всегда получается реализовать в практике уже найденные в теории решения – и как всё же выходить из противоречий, которые объективно заложены в школе, организованной по классно-урочному принципу
-
Сегодня в школе особенно не хватает мастерства. Прекрасный образ: школа, где мастерами могут быть дети. И все — дети и взрослые — друг друга чему-то учат. В этой книге предлагается неожиданный, но уже хорошо проверенный и проработанный путь к такой школе: четырёхдневные каникулярные программы для учеников начальной школы и старших дошкольников. Каникулярные программы объединяются единой темой, единым сюжетом и разными формами работ, которые ребята осваивают. Подобные программы могут быть организованы на базе любой обычной школы, любого детского сада или центра дополнительного образования. В книге представлен своего рода «конструктор» для каникулярных программ — и приведено более десятка конкретных примеров их проведения.
-
О каком сотрудничестве идёт речь, когда за спиной автомат? Сначала - разоружение, потом - сотрудничество.
-
В статье представлен опыт реализации проекта, связанный с организацией сотрудничества школы с семьями её учащихся, в том числе через школьно-семейное хозяйственно-организационно-культурное проектирование. Об общем замысле проекта см. в статье Ширман М. О проекте «Импульс». Проектные предложения «Школа-Семья».
-
Возобновив в 1989 году выпуск журнала «На путях к новой школе», мы предоставляем страницы журнала тем, кто всерьёз строит новую школу – порой в самых трудных и неблагодарных обстоятельствах.
-
Журнал «На путях к новой школе» 2001-2005: проект «На стороне подростка» 22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
|