|  | 
	
	
	
		
				
			
			
													Конференция состоялась 12-13 ноября 2021 года на базе МГПУ Записи Юбилейных чтений доступны по ссылкам: День 1: https://youtu.be/FKAUn-VJW6g День 2: https://youtu.be/KcUF26Ko1y4
			
			
													2-3 августа в Киеве и 4-9 августа в Виннице прошла очередная Международная конференция демократического образования. Во время подготовки конференции удалось взять ряд интервью у представителей восьми украинских негосударственных школ. В ходе интервью сложились рассказы о важных акцентах в жизни ярких, самобытных школ, которые во многом оригинально подошли к ключевым задачам организации школьного образования: либо существенно изменив привычные представления о порядке школьной жизни, либо сильно их модифицировав. А школы эти - как увидит читатель - очень разные
			
			
													Школа «Афины» - одна из самых больших, опытных и необычных частных школа Украины. О некоторых оригинальных сторонах устройства, структуры, порядков и правил «Афин» рассказывают основатели школы.
			
			
													В статье представлены фрагменты новой книги Рустама Курбатова, посвящённой классу, открытому в частной школе для детей мигрантов
			
			
													Предисловие Михаила Эпштейна к книге Адольфа Феррьера рассматривает ценности движения «новых школ», заявленные в момент его зарождения на рубеже XIX-XX веков, в контексте последовавшей вековой истории альтернативного образования
			
			
													Эта статья – в большей мере аналитическая, чем публицистическая. Предмет её анализа — воспитание в образовательных организациях (в школах, в учреждениях дополнительного образования детей, в летних детских лагерях и центрах). В центре внимания автора – поиск ответа на вопросы: что произошло в системе государственного воспитания детей за двадцать пять лет, какие сценарии развития и с какой вероятностью могут возобладать в ближайшие годы.
			
			
													Статьи этого номера с разных сторон обращены к ориентирам  общей организации школы. Они рассматриваются и с «макроскопической» точки зрения общего положения в системе образования, и со «среднего» уровня опыта и размышлений лидеров успешных и состоявшихся школ, и с позиции инициативных групп маленьких школ только начинающих биографию и определяющих свой путь.
			
			
													Книга швейцарского педагога Адольфа Феррьера «О новой школе», изданная более столетияназад — вероятно, стала первым опытом систематического изложения того, чем новая система
 реформаторских образовательных идей, сложившихся в Европе к началу ХХ века, качественно
 отличается от традиционных представлений о школе.
 Для России начала XXI века большинство этих идей предстают в сфере возможного и
 актуального развития практической педагогики.
			
			
													Игра «Журналист» зарекомендовала себя как одна из комплексных форм интенсивногодополнительного образования, как способ деятельного и вдумчивого знакомства старшеклассников с
 окружающим миром.
 Она эффективно развивает участников и в области предметной подготовки (совершенствование
 журналистских навыков, освоение литературных жанров), и в области социальных компетенций
 (коммуникабельность, взаимодействие в группе, способность быстрой оценки ситуации, умение
 формулировать и отстаивать свою точку зрения), и в области лучшего понимания того, как устроен
 современный мир вокруг, и в сфере личностного самоопределения. Игра помогает учиться видеть в
 обычном и обыденном – удивительное и увлекательное, рассказывая об этом другим людям.
 В то же время такая игра может оказывать непосредственное влияние на местную жизнь, степень
 её открытости, общественный диалог в решении актуальных проблем. С её помощью устанавливаются
 более тесные связи между образованием и другими сферами общественной жизни в городе или
 регионе.
 Игру можно проводить, в частности, на базе школы, университета, организации
 дополнительного образования, редакций местных СМИ и органов местного самоуправления.
			
			
													Несколько раз в год авторы этой книги - учителя небольшой частной школы - вместе со всеми своимиучениками на целую учебную неделю выезжают на какую-нибудь загородную базу, выбирая в качестве
 организационной основы обучения тот или иной игровой сюжет, в качестве содержательной - то или иное
 определённое межпредметное понятие, а также то или иное предметное содержание, связанное с этим
 понятием и со школьной программой. Целую неделю без уроков, классов и звонков они посвящают одной
 теме, одной проблеме. Не одному предмету, а одному понятию, так или иначе представленному,
 проявленному в разных предметах (иногда совсем разных, иногда - из одного "предметного блока"). Об
 организации таких учебных занятий во всех подробностях и рассказывает эта книга.
	 |