|
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.)
-
В книге представлен опыт реализации идей метода проектов в практике общеобразовательных школ первой трети двадцатого века. Книга адресована учителям школ, студентам, аспирантам и преподавателям педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования.
-
«Обновление и самообразование» - самое распространённое из названий программы, созданной Евгением Шулешко, его соратниками и последователями. Все привыкли, что в школах и садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае - нечто развивать. Задача сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве - редко принимается всерьёз. Если же признать такую задачу приоритетной, то меняется и образ желаемых перемен. Тогда этот образ - стремительная эволюция, неустанно и незаметно обновляющаяся традиция, где изменения подобны не техническим усовершенствованиям, а природным - тому, как стремительно весна наступает. «Понимание грамотности» - основная обобщающая книга, собранная и переработанная Евгением Шулешко из его научных, методических, публицистических работ разных лет. С одной стороны в ней содержится достаточно подробное методическое описание начального обучения чтению, письму и счёту (применимое в старших группах детского сада или первом классе школы) – с другой, обсуждаются общие законы нормального начального образования, ключевые «приёмы-принципы» в работе воспитателей и учителей, закономерности развития детей в условиях ровеснического образования.
-
Эта книга вышла в 1976 году, разошлась миллионными тиражами и давно стала библиографической редкостью. На наш взгляд, секрет книги в том, что, написанная не просто для учеников, а в совместной работе с ними, книга стала открытием для учителей и родителей. В ней дан ответ на один из самых трудных вопросов: как учение из тяжкой обязанности и скучного дела превращается в увлечение? И дело здесь не в методиках, не в игровых формах. А в чём?..
-
Ведущие знаменитого конкурса для школьников «Кенгуру» рассказывают о том, что стало для них заметным в состоянии массового математического образования, какие ключевые трудности в нём реально преодолевать и за счёт чего.
-
Журнал «На путях к новой школе» 2001-2005: проект «На стороне подростка» 22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
-
Вероятно, определение «новой дидактики», в отличие от классической, можно оформить таким образом: «Новая дидактика — это система знаний, умений и навыков по организации процессов самопознания, самообразования и осознанного обучения». Два следующих важнейших разворота, два «стержня» позволяют говорить о том, что все эти подходы выстраиваются в принципиально иную систему образования: — опора на личный опыт в образовании, на становление себя как субъекта своего образования, на то, что при организации учебного процесса важно понимать то, как его участник обретёт личностный смысл своего образования; — идея самообучающегося сообщества, работа с детской (детско-взрослой) общностью как носителем, ресурсом, источником образования. В большинстве имеющихся «альтернативных педагогических практик» речь идёт не только об ученике как субъекте своего образования, но и как субъекте образования Другого человека. И тогда акцент в организации образования смещается на взаимодействие учащихся, взаимообучение, формирование «учащегося сообщества»
-
В книге автор предлагает читателям сделать несколько шагов к описанию такого педагогического явления как альтернативное образование. Книга не претендует на подробное представление всех аспектов этого явления, всего спектра проявлений альтернативного образования. Её задача – зафиксировать его характерные черты и наметить направления дальнейших возможных исследований – как в теоретических вопросах, так и в осмыслении практики.
-
«Руководство к образованию немецких учителей» Дистервега, написанное в 1835 году - произведение, не имеющее себя равных в сжатости, точности и полноте изложения классических принципов дидактики. Та линия русской педагогической теории, которую можно назвать классической – от Ушинского до Занкова – по сути связана с вдумчивым воплощением изложенных здесь принципов. (И, наверное, в каждой европейской стране находились свои Ушинские – примерявшие принципы рационально организованной народной школы к своей национальной среде). Можно сказать, что в этом произведении Дистервега представлено самое точное и высокое изложение теории «традиционной» школы – как она должна бы преподаваться в педагогических институтах и реализовываться в большинстве учебных заведений. С одной стороны, интересно сравнить, насколько якобы общепринятые, «традиционные» принципы дидактики, изложенные Дистервегом, совпадают с фактической реальностью «традиционной» школы в России. А с другой – именно на этой сжатой работе особенно удобно фиксировать «проблемные узлы»: положения, которые сторонники «неклассических взглядов» на педагогику пробуют опровергать с точки зрения парадоксальных законов детского мира ясную логику просветительского рационализма. Те или иные подходы и оценки «нетрадиционной» дидактики развивались уже одновременно с Дистервегом (например, в методических поисках других учеников Песталоцци, французских педагогов Жерара и Жакото), были громко заявлены Львом Толстым, развёрнуты великими деятелями эпохи рождения идей «новой школы» на рубеже двадцатого века… Можно сказать, что в диалоге-согласии с одними краеугольными тезисами Дистервега, их постоянном «воскрешении» в новых обстоятельствах – и в диалоге-опровержении других его принципов во многом и развивается мировая педагогическая теория последних двух столетий
-
« 1 ... 10 11 12 (13) 14 15 16 ... 19 »
|