|
-
Лаборатория «ТЕКСТ» – уникальное явление в новейшей образовательной истории. Возникла она благодаря энергии новосибирского профессора Юрия Львовича Троицкого, поверившего в середине восьмидесятых годов в возможность привлечь крупных ученых к разработке принципиально новых подходов к преподаванию школьных предметов. Во многом ему это удалось, и к концу 80-х годов в Новосибирске сложилась лаборатория, объединившая ряд выдающихся филологов, историков, математиков и большое число учителей из многих городов. В начале девяностых они создали несколько блестящих «технологий» по гуманитарным предметам и большое число замечательных книг и пособий. Несколько десятков школ включились в тесное сотрудничество с «Текстом». Возникла регулярная летняя школа «Палестра» для студентов и учителей. Несколько позже сотрудники лаборатории стали ядром редакции журнала «Дискурс», издаваемого совместно с РГГУ и обсуждающего «коммуникативные стратегии культуры».
Но со временем сотрудничество ученых со школами перестало хоть как-то оплачиваться, и большинство из них вновь вернулось по преимуществу к своим «профессорским» обязанностям. А после переезда семей Тюпы и Троицких из Новосибирска в Подмосковье вывеска «Лаборатория «Текст» символизирует не столько действующую организацию, сколько само сообщество ученых, учителей, студентов с общим опытом постижения культурных и педагогических явлений и приверженностью тому направлению, которое на закате активной деятельности «Текста» было названо ими «коммуникативной дидактикой». То, что они понимают под этим – представит запись доклада профессора Валерия Тюпы на одном из заседаний лаборатории.
-
13 июля 1989 года во Всероссийском лагере "Орленок" состоялась встреча комсомольцев с известным педагогом-публицистом Симоном Львовичем Соловейчиком. Тогда Соловейчик, отвечая на один из вопросов, сказал, что на то, чтобы школа изменилась, потребуется 75 лет. Прошло больше 14 лет. Хватит ли оставшихся 60, чтобы воплотить те идеалы, о которых шла тогда речь?
-
В течение всех уроков ученики постоянно перемещались по классу, выбирали удобное для себя место работы, собирались в круг на ковре для проверки выполненного и вновь расходились. Не было не только усталости, но и ухудшения настроения, снижения увлеченности, утраты энтузиазма...
-
Кировский профессор Галина Анатольевна Русских много лет параллельно учит и учителей, и студентов, и школьников. Уже давно ею была разработана оригинальная система преподавания географии, позволяющая успешно обучать всех; сотнями вятских преподавателей эта система подхвачена и реализуется в школьной жизни. Последние годы Галина Анатольевна увлечена не столько усовершенствованием своих географических методик, сколько желанием создать то, что она назвала «комплексом адаптивных технологий». Речь идёт о таком механизме, который позволил бы подготовленному педагогу самостоятельно разбираться в различных технологиях, отвечающим главным принципам педагогики сотрудничества, и создавать на их основе собственную оригинальную систему работы, повернутую лицом к обстоятельствам жизни его учеников.
-
Аннотация. В 1990-е годы серьёзные школьные перемены были почти не были замечены обществом, и практически не повлияли на другие сферы национального развития. Новая эпоха перемен, которая неизбежно наступит в школьном мире в ближайшие два десятилетия, скорее всего уже вряд ли останется локальной. Осмысление педагогических дел и событий может послужить учебником для проектов общественного развития, а общественные практики будут непосредственно опрокидываться в реалии школьной жизни.
-
Эти заметки появились у врача Евгения Рудакова после 9-летнего опыта работы в качестве директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, созданного в 1993 году в городе Десногорске Смоленской области.
-
Конференция состоялась 12-13 ноября 2021 года на базе МГПУ Записи Юбилейных чтений доступны по ссылкам: День 1: https://youtu.be/FKAUn-VJW6gДень 2: https://youtu.be/KcUF26Ko1y4
-
О том, какие подводные рифы и течения могут подстерегать тех, кто собирается вводить какие-либо изменения в школе (как в принципе и в любой другой организации, работающей с детьми) рассказывает известный ульяновский ученый-педагог Сергей Поляков. Как должно быть организовано управление педагогическим коллективом, чтобы в нем создавалась атмосфера, благоприятная для обучения, воспитания, развития, становления... подростков? Как помочь педагогу, работающему с подростками, совершенствоваться в своей профессии? Как себя чувствует молодой специалист, недавно пришедший в школу (или еще более страшное место)? Как помочь ему не утерять пока еще горячее желание работать с детьми и перевести его в русло профессиональной работы? Совсем без обсуждения этих и многих других аналогичных вопросов не обойтись. Большинство возможных педагогических идей и решений нуждаются в увязывании с подобными надстроечными механизмами.
-
О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования
-
Книга Р. Пирсига "Дзен и искусство профилактики мотоцикла" (Zen and Art of Motorcycle Maintenance), опубликованная в 1974 г., хорошо известна западному читателю того поколения - поколения молодежной революции, революции, обнажившей проблему - как противостоять деградации, не прибегая к насилию. Проблема не новая для педагогики. От этого не менее болезненная, особенно когда сам сталкиваешься с вопросом - можно ли учить, не производя насилие ни над собой, ни над своими учениками?
|