Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Данилова Н. Комментарии после занятия в старшей группе. Таблицы и шифровальщики


Наталья Николаевна Данилова - воспитательница детского сада «Ладушки»,
г. Лыткарино, Московская область
Размышление 11.
 
Наталья Николаевна Данилова, воспитатель в старшей группе:
До нового года работали в рядах с именами: ребёнок, как и в средней группе, выбирал свой цвет, говорил, на какой строке и в каком ряду писать его имя. Перепечатала я эти имена. Мы с ними играли в игру «знатоки». Дети задавали вопросы, допустим такие: «Какое имя написано в третьей строке зелёным цветом?»
Сегодня делаем то же самое, только чуточку усложнили задачу. У меня есть таблица, где рукописным шрифтом были написаны фамилии, имена, отчества и даты рождения детей. Однажды, после нового года, я повесила её во время сна детей на стену. Детям ничего не говорила. Встали они, кто-то подбежал, посмотрел: «Тут только даты, и всё». Потом нашлись ребятки, кто заметил: «Ой, тут написано что-то о нас». Знаете, когда дети начинают работать по этой таблице, где «о них написано», они становятся как-то дружнее. Если там каждый выбирал свой цвет, своё, то тут он подошёл, хочет себя найти, а не может, и кто-то ему помог, а он о другом нашёл. И конечно развитие памяти, внимания.
Очень им нравится друг другу (компаниям) задавать вопросы по таблице. И каждая компания кому-то каждый раз доверяет спрашивать, и отвечать. Очень нравится, что у них коллектив появляется.
 
- Как они считали?
 
Когда я только принесла таблицы («поле ищи»), я повесила их, и ничего не объясняла. Ребята сами их рассматривали, искали то, что им знакомо. Спрашиваю: «Как вы думаете, на что это похоже?» «На дома. Потому что алфавит это дом, где живут все наши буквы. Это тоже как дом, только один с левой, а другой с правой стороны». Про стороны мы договаривались: лево по отношению к нам или к картине? Нашли середину картины. Они договорились, что по отношению к картине: от середины картины считать левую и правую стороны. И дальше мы с ними уточняли: что все печатные буквы живут на первом и на четвёртом этаже, а рукописные буквы - второй и третий этаж.
Мы затрагиваем сейчас рукописные буквы. Но мы работаем с таблицей только месяц, и про рукописные буквы дети ещё сомневаются, поэтому берут только печатные, которые живут на 1 и 4 этаже. Этажи мы считаем снизу, это Алёша предложил: «Дом ведь когда строят - не с верхнего этажа начинают!»
 
Парамонова Лариса Алексеевна, директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца:
Вот такой принципиальный вопрос. Есть дети активные, а есть тихие, которые может быть не хуже понимают, но не спешат участвовать. Как вы в таком случае поступаете на следующем занятии: включаете их больше, обращаете ли их внимание специально, или какую-то индивидуальную работу проводите? Или ждёте, пока они «дозреют»?
 
Н.Н.Данилова:
В основном стараемся обратить к другу: «Попробуй сказать своему другу о том, что ты не понял. Может быть, друг тебя поймёт». Они даже стараются много раз разбираться вместе, выясняют, друг другу подсказывают. И я на занятии могу задать всем вопрос так же, как задал он, теми же словами. И мы сообща с детьми пытаемся прийти к правильному решению. Не говорим: «У тебя неправильно».
 
Л.А.Парамонова:
Я спрашиваю потому, что объяснительная речь - это ведь особый тип речи. Чтобы объяснить, надо же понять, почему, - и это требует много терпения. Нам, взрослым, обычно гораздо легче показать, сделать за другого, а не объяснить всё: как начинать, чем закончить, всю процедуру.
Это, конечно, замечательное дело, когда дети имеют возможность объяснять, то есть ещё больше осмысливать свои действия. Как вы это наблюдаете, и как вам удаётся всё-таки обратить их к другу? Вы знаете, что этот друг объяснит, или же покажет «как надо»?
 
Н.Н.Данилова:
Они знают, что я подойду и спрошу: «Что он тебе сказал? а почему? а ты как думаешь?». А стоит взрослому обратить так внимание, как сразу собирается куча детей, и все высказывают своё мнение. И кто-нибудь обязательно скажет правильно. А я могу так, невзначай, обратить на это внимание. И получается, что я им ничего не навязываю, а всё они делают сами, и помогают друг другу. Поэтому всё чаще они стараются обращаться к друзьям.
 
Самсонова Елена Георгиевна:
Первое, что меня порадовало: за то время, пока я вас не видела, у вас здорово изменилась речь. Настолько высокий уровень! Никаких оценок, никаких нравоучений, никаких объяснений, а организуется расчленение ситуации где по пространству, где по образу - вы этим владеете замечательно! И подводка того, кто разбирается и не может чего-то сейчас понять - в ту сторону, куда надо. Это меня очень порадовало.
А собственно по занятию: видно было очень чётко, чем взрослые занимаются, и чем занимаются дети. Вы режиссировали всё, а дети жили своей жизнью. Причём дети жили естественно, так как и всегда, в настоящем. Кто-то выпадал, снова включался, у кого-то что-то не получалось, я имею в виду в отношениях. Ну так эти отношения не заканчиваются, есть продолжение. Они же от себя идут.
И, наверное, не случайны пятёрки и тройки: детишки ещё маленькие, и впятером им ещё сложно, отношения приятия и неприятия сглаживаются. А в тройках всё более чётко, и если я тебя не приемлю, то это сразу видно, в том числе и взрослым. Взрослые сразу видят, что можно сделать: либо дать им поддержку, либо «оставить им такую судьбу», либо «сыграть в судьбу», поставив в дружеские отношения.
Вы очень хорошо оказываете детям разные поддержки. И в смысле интеллектуальном, куда «завести» в области, где сейчас работаем, и в смысле взаимоотношений. Ваше упование на готовность делать для других - это, мне кажется, инструмент хороший. И я увидела, как хорошо в разное время занятия, ситуации напоминать им вопросом: «А ты где? готовы?», и таким образом возвращать их обратно в ситуацию.
Вы специально, Наталья Николаевна, такую трудную работу им дали?
 
- Да, хотела посмотреть, готовы они к этому, или не готовы.
 
Это действительно очень трудно. Туда - посмотреть цифру, донести её до места, да тут ещё писать. В этой группе при мне первый раз раскрылось, что достаточно много пишут не слева направо, а справа налево. Я вопрос себе поставила: а почему так? У вас много леворуких?
 
- Двое.
 
Не так много. Но получается, что они первое число ставят справа, направление счёта другое.
Почему заметно, что это нормальная педагогика? - они перед нами, перед взрослыми, свободно раскрывают своё нутро, что у них в голове делается, - и видно, где работать, в чём нам им помочь.
Шулешко всегда «шнурует», всегда в любой таблице держит смысловую диагональ. А в диагонали ребёнку сложно разобраться - то есть разобраться вербально, осознать. У вас сегодня хорошо получилось удерживать их в пространстве, и заставлять их видеть себя в этом пространстве: и видеть, и слышать, и ощущать, и пользоваться там инструментами. Они настолько хорошо уже себя чувствуют в пространстве трёхмерном, что не путаются уже на плоскости.
Они работали с алфавитом, они работали с листом, они работали в строке, они работали с числами, они работали с цифрами, они выстраивали ряд, они соотносили цифры и буквы, и последний момент: настолько хорошо они в представлении идут, старшая группа - а работают как 1-2 класс. Я хочу сказать, что они это чувствуют. Они не знают, а чувствуют, и могут это выговаривать и обговаривать. Они себя распределяют, дети. И то, что один цифру не донёс, другой значок не там написал - это всё дело наживное.
Мы видели сегодня, как дети работают. И как они обучаются, и как они обучают. Картинки были замечательные. А здесь, вот с этим «котом», имя которого зашифровывали, и слухи проявились. Мы подхватили момент, который всегда присутствует у детей. Что они живут в чём-то, для них значимом, и это держится. И если это не выражается в такой работе содержательной, которую хочет им навязать взрослый, то всё равно как-то проявляется. А слово «слухи» Евгений Евгеньевич любил.
 
Любовь Фёдоровна Нагорная, воспитатель, логопед, методист, автор книги «Жизнь детей и решение проблем логопедии»:
Ребёнок не решился сегодня что-то узнать новое, или кого-то попросить помочь ему. А может не решиться и завтра, и послезавтра. Это объясняется тем, что каждый сам для себя решает, когда он хочет про это узнать. Если он захочет про это узнать, то однажды подойдёт к Петьке: «Слушай, а вот это я не могу, у меня это не получается…». И этот Петька - не знаю, где от счастья будет, что ему доверили, этот Петька ещё выше будет расти. А Колька, который подходил, со временем разнюхает другого, а сможет ли он помочь…
Поэтому Наталья Николаевна вела себя настолько тактично сегодня, настолько по-шулешкински, настолько грамотно (как бы сказал Е.Е.) по отношению к организации детей в их деятельности. И тот спор, который возникал внутри у них, те недоразумения - это и есть те детские проблемы, которые ими бывают решены. И состояние детей сегодня было настолько естественно, настолько реально, что, конечно, они смогут максимально реализовать те возможности, которые им здесь даны.
 
Татьяна Владимировна Тарунтаева:
То, что вы сегодня показали - это было очень здорово. А какое трудное дети зашифровали слово «СЫР»: это ведь были цифры 19, 29 и 18! И хорошо понимали, где им надо найти вот эту, нужную подсказку.
Важно, что тут был кусочек их жизни, которая пришлась на этот день, на четверг, 1 марта.
 
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?