Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Жмурова Н., Подобед Т. Комментарии после занятия в подготовительной группе. В полях, с уровнями и мостиками


Наталья Александровна Жмурова - воспитательница детского сада «Ладушки»,
г. Лыткарино, Московская область
Татьяна Петровна Подобед, методист детского сада «Ладушки»,
г. Лыткарино, Московская область
Размышление 12.
 
Жмурова Наталья Александровна, воспитатель в подготовительной группе:
В группе сейчас девять человек новых детей, из совершенно другой группы. Поэтому главная моя проблема: научить детей слушать и слышать друг друга.
Меня они более-менее слышат. Теперь мы учимся слушать и слышать себя, в больших компаниях и в малых. Вот для чего обратный счёт у нас шёл, когда ребёнок говорил в затылок своему товарищу: чтобы он развивал своё слуховое внимание и «слышал затылочком». У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. И не только услышать, но и задержать в памяти.
Не всех новеньких дети принимают, и мне нужно, чтобы они смогли принять хотя бы в четвёрку, в тройку, в пару того ребёнка, которого большинство детей отвергает.
Есть у меня такой ребёнок, которого большинство детей отвергает, но некоторые девочки его очень любят, и всегда готовы принять в компанию. А ему больше хочется к мальчишкам, и хочется, чтобы его принимали другие дети. А когда дети делятся на компании, то уже получается так, что его не отвергают.
Как мы учимся делиться на компании? Сегодня получилось по временам года. Мы делились на компании и по первой букве своего имени, допустим: Дима-Дарина-Дима-Данила. Можно было, но тогда получалось, что все эти дети довольно-таки сильные, речь у них связная, но характерами сойтись им было бы трудно. Я хотела сегодня попробовать разделиться на три компании с помощью капитана команды, но их было 16, и, чтобы не появился «лишний» (я знаю даже кто), я предложила разделиться так, чтобы группы были равные.
Пересчёт детей. Евгений Евгеньевич приезжал к нам, говорит: «Ребятки, а вы знаете, сколько у вас детей в группе по списку?» Они говорят: «Семнадцать! Пятнадцать!» А он: «У вас что, сегодня все?» Они пересчитались до 16-ти. Я говорю: «А сколько у нас всего детей?» И они замечают: «Кристины сегодня нет - 17-я. Дима Фельдяев заболел - 18-ый. Катя - 19-я». Я ещё так не пробовала, а мне хотелось посмотреть на их реакцию. Пробовали по списку построиться. Пробовали по молодости. И тут хороший диалог идёт, выясняют, кто старше, кто моложе, сверяются с датами рождения на плакате. Это хорошо особенно для детей невысокого роста, которые бывают старше, и тут попадают вперёд.
 
Н.И.Титова:
В группе Татьяны Петровны в прошлом году я видела обсуждение детьми этой ситуации. Один из ребят сказал тогда: «Как же, у меня-то цифра больше! А я, оказывается, меньше». Пособия Евгения Евгеньевича никогда не дают однозначных ответов, вы это знаете. Для того они и созданы, чтобы у детей ответ рождался постепенно, день, месяц, иногда 2-3 года.
 
Русаков Андрей Сергеевич, журналист газеты «Первое сентября», редактор газеты «Детский сад со всех сторон»:
У меня возникли два не очень понятных мне самому наблюдения. Я над чем задумался? Вроде бы те математические озадачивания, которые вы предлагали ребятам, они рассчитаны на определённый этап жизни подготовительной группы - уже хорошей, слаженной, наладившей отношения на разных вещах. А тут в группе половина детей только-только вошедших в коллектив. Может быть, когда подготовительная группа в силу ситуации такая разнородная - нужно меньше двигаться за «математическими» планами, и вернуться несколько назад - больше к игровым, к художественным, да и к спортивным, «прыгательным» вещам, на которых проще налаживать отношения? На математике было заметно, как дети сосредоточенно задумывались прежде всего над предметом работы, - больше, чем над выстраиванием взаимных отношений по этому поводу.
А второе наблюдение такое. Вроде бы ребята пока с гораздо большим интересом сплачиваются большой группой, чем малыми. Малые порой не срабатываются, а когда они все вместе встают в круг, или начинают дружно руками махать - тут возникает какая-то гораздо большая слаженность.
 
Н.А.Жмурова:
Но именно в микрогруппе нужно суметь наладить взаимоотношение. Сейчас у них складывается работа парами, а тройками - уже сложнее, а четвёрками им сейчас совсем сложно работать. Кто-то обычно диктует своё, а кому-то приходится подчиняться. А есть дети такие сложные - ох, как не любят подчиняться. «Я!» - и всё. И всё равно должны трое «надавить», как там они это делают, что говорят? Сегодня Данила: «Эх, деваться некуда, их трое, я один». «Подчиняйся», - говорю. Но согласиться с мнением группы в такой ситуации многие не хотят.
 
Т.В.Тарунтаева:
Действительно, когда они стояли, пересчитывались все вместе, они выглядели более слаженными в своих действиях, в разговорах, во всём. Когда они сидели в компаниях, это не выглядело такой же уверенной «работой в компании». И я согласна с тем, что жизнь в группе хорошо отлаживается, когда они лепят, когда они рисуют, когда вы им даёте коллективную работу, в которой они, например, конструируют и договариваются о последовательности. Работая в компании, они вынуждены договариваться, и можно обратить на это их внимание и на других делах тоже.
 
Н.А.Жмурова:
Действительно, когда надо действовать, делать что-то, двигаться - они более слаженны, и предпочитают не сказать, а показать, подтолкнуть руками.
 
Е.Г.Самсонова:
Но функция слаженности-то меняется.
<…>
Подобед Татьяна Петровна, методист детского сада «Ладушки»:
Я сегодня вошла в занятие Натальи Александровны с тем, чтобы показать вам небольшой кусочек работы в жанре гостевого обмена опытом. Я работаю с другой группой и с другими детьми, но перед этим я два года работала непосредственно под руководством Евгения Евгеньевича, начиная со средней группы, по его новым замыслам по математике.
Начали работу с «поле ищи», и двинулись дальше. Эта группа находится ещё в середине такой работы, поэтому я и вошла в работу с детьми, чтобы показать вам, какие навыки дети приобрели в данной работе. Сейчас этой работой многие воспитатели в Москве заинтересованы, и много возникает вопросов.
Мы смотрели сегодня фрагмент фильма с «моими ребятами» - они учатся сейчас в 5-м классе. Вот наши таблички (которые в то время были только придуманы и ещё не назывались «поле ищи»). Видите, есть второй ряд, с прорезями, куда дети вкладывают цифры второго ряда. Наши таблицы связывались непосредственно с «Аквариумом»: 4 ряда букв, 33 буквы. Сначала мы написали здесь 33 цифры, а потом ребята говорят: «А почему у нас этот ряд не закончен? Давайте его закончим». И мы четвёртый ряд закончили полностью.
Потом, спустя 2 года, когда я снова пришла в старшую группу, Евгений Евгеньевич предложил мне снова вернуться к нашим рядам, к тем таблицам, и начать с ними работу немножко по-другому.
Мы начали с банок, чтобы детям было ясно и понятно ощутить, что такое уровень. Ряд был понятен, и ещё они называли горизонталь и вертикаль, потому что мы это рисовали. А что такое уровень? Мы перешли к работе с банками, переливали, наливали. Дети всегда говорили: «Почему ж у нас воды-то так мало в банке? Почему они не полные?» Налили им полную банку, принесли: «Что можно о ней сказать? Интерес какой-то есть?» «Нет.» «Поэтому банка недолита». Так мы изучали ряды, уровни. И по мере ознакомления с уровнями, мы их ограничивали. И дети пришли к чёткому пониманию, что там, где кончается один уровень - начинается другой.
Вы слышали, когда я обратилась к детям, которые закончили работу: «Что общего между цифрами 14 и 15, между серединами двух разных чисел?». А общее то, что все эти числа подводные, они ниже нашего уровня. Потому что потом, если мы будем брать числа из двух разных рядов и с одного уровня, но числа мы будем брать «надводные», то нам тогда среднее целое число надо будет искать в совершенно другом ряду.
С моими ребятами, которые сейчас в 5 классе, мы по этим таблицам вели очень большую и разнонаправленную работу. Выводили вот такую таблицу, и вели разговор о временах года. О том, где осень кончается, где начинается, высчитывали, сколько в каждом месяце дней. Мы находили, что в осени 91 день, и находили это число - в 10-м ряду, на первом уровне. Потом определяли, сколько дней в последнем месяце осени, где он будет находиться на этой таблице.
Вернусь назад: что самое главное по этим таблицам поняли дети? В первую очередь то, что расстояние между каждым уровнем равно единице. А расстояние между рядами равно десяти. Это дошло у детей до автоматизма, и больше свою память они на это не напрягали. Они знали, что если мы начинаем вести счёт слева направо и сверху вниз, то всегда разница между рядом стоящими в таблице числами либо равна единице, либо равна десяти. А чтоб это лучше понять, в первой нашей работе дети рисовали такие вот мостики. Это помогало осознавать, что разница между 33-мя и 23-мя равна десяти.
 
Е.Г.Самсонова:
А как вы находили, что это десять?
 
Т.П.Подобед:
Договаривались. Мы с ними договаривались: «Какое тут расстояние?» - «Пять». «А можно эту клеточку разделить пополам?» - «Можно».
 
Е.Г.Самсонова:
То есть вы вели их не к количеству, а к названному расстоянию?
 
Т.П.Подобед:
Да. Они сами делили, простым карандашом пополам. Потом Евгений Евгеньевич предложил наклеить спички, чтобы сделать такие мостики. Для чего? Я потом это поняла: чтобы ребёнок ощущал эту маленькую спичинку, он её укладывал, он её прикладывал, это ещё одна, тактильная, память. И она участвовала в его запоминании. И потом дети уже не затрачивали сил, на то, чтобы это расстояние высчитывать.
Про осень.
Мы вели разговоры о времени. И решили дать названия рядам. Долго спорили, как их называть.
Первый ряд получил название «возрастной»: в первом ряду есть числа, которые говорят о возрасте детей. Кому 6, кому 5.
Третий ряд получил название быстрее, чем второй, потому что это ряд «календарный»: в месяце столько дней.
А как мы начали вести работу по нахождению середины числа с одного уровня, и искать её на другом, то второй ряд получил название «серединно-половинный».
Четвёртый ряд - «температурный». Обсуждали, с какой температурой как себя человек может чувствовать.
Пятый ряд у нас был, наверное, безымянным. А шестой ряд получил название «временной»: мы очень много разговаривали о времени, я рисовала круг, мы обозначали на нём четыре части суток, и обсуждали, когда мы встаём, когда ложимся, разными карандашами сутки делили. Потом вспомнили, что по телевизору они видели, как перед программой новостей появляются часы, а вверху маленькое окошечко, и в нём цифры меняются: 55, 56, 57, 58, 59… «А потом что?» - «А потом два ноля». «А почему два ноля?» Эти два ноля ввели их очень здорово в тупик, и долго мы это обсуждали. А потом кто-то из детей догадался, что секунды-то уже кончились, и начались секунды новой минуты! Признали это. Очень много работали с песочными часами.
Такая была у нас жизнь: мы очень много наблюдали, и пытались идти по этому полю и считать всё на свете. Это действительно получилось «поле жизни», и оно давало нам возможность живого, делового разговора о той или иной проблеме, которую, незаметно для них, решали мы сами.
Потом я спросила у ребят: «Ребята, а как можно ещё по этому полю ходить? Можете вы тут ходить сверху вниз и слева направо?» И когда Евгений Евгеньевич показал нам это (обновлённое?) поле, то стало видно. И мы стали ходить по этому полю по левой и по правой руке: скрещивали руки, и говорили, от какого числа по какой руке и в каком направлении мы движемся. И в конце концов дети пришли к тому, что чётко усвоили, что: если ходить по нашему полю от любого числа в любом направлении по левой руке - всегда будем делать 9 шагов; если ходить по этому полю по правой руке вверх или вниз - то всегда мы будем делать 11 шагов. Они загадывали загадки другим компаниям, мы писали эти шаги и интервалы (мы уже знали слово интервал и легко употребляли его в речи).
Возник вопрос: «Как же нам это записать?». Мы сначала писали слоговыми значками: «от 55 до 35…» Но знак «равняется» мы не знали. И тогда с Евгением Евгеньевичем мы придумали «знак равенства»: обыкновенная наша строка с точками посередине, и стрелочка, которая указывает, к чему всё это приводит. А потом Евгений Евгеньевич говорит: «Ребята, как же придумать, чтоб «от» и «до» не писать?» Тогда ребята взяли круг и стали его делить на то количество частей, сколько интервалов мы сделали: от 55 круг они разделили пополам; от 50 до 06 у них 4 раза по 11 - они круг разделили на 4 и вверху написали: «11».
Евгений Евгеньевич как-то раз приехал к нам и увидел, что ребята с большим удовольствием играют в ребусы, слоговые ребусы, где нужно буквы убирать, подставлять… Он мне и говорит: «Татьяна, если наши интервалы, которые мы используем в работе с детьми - интервал в 5, 11, 9 - нам сделать в виде таблицы? Как назовут такие листы наши дети?» Они сказали: «Татьяна Петровна, это ребусы. Только не буквенные, а числовые». И мы стали играть в эти «ребусы», загадывать друг дружке загадки. И дети чётко определяли, что мы здесь «спрятали». Вот от 60-ти если сделать два раза интервал по 5 - то мы придём к 50-ти. Даже в одной клеточке они всегда знают, какое число больше, какое меньше.
 
Л.Ф.Нагорная:
Эта вся необыкновенная работа детей, она доступна каждому ребёнку по его возможностям?
 
Т.П.Подобед:
Учитывая опыт детей, с которыми я работаю, хочу сказать, что эта таблица достаточно легка и свободна в работе с детьми. И значительно более легка для детей, чем более привычная «Улица домов для чисел». В «домах» слишком много разных цифр - и чётные, и нечётные, и 11, и 22 - путаница и пестрота, в которой очень много признаков. А по таблице работали даже дети, не занимавшиеся до этого с нами. Тут всё перед глазами, и вполне доступно детям и легко.
 
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?