Размышление 13.
То, что мы видели сегодня - это замечательная работа воспитателей и детей, замечательные идеи Евгения Евгеньевича, которые претворены в жизнь практикой. Это настоящая жизнь и то, что близко детям.
Язык общения детей и их активность очень важны. Вот девочка, которая временами вроде бы «отвлекалась» и прыгала, и дети, которые в сторонке шептались о своём - мы увидели, что все они включаются затем очень легко, и не выпадают из общего процесса. То, что для многих из нас, педагогов, важно - «сиди, смотри, слушай» - это как раз и является тормозом в развитии детей.
В классе, сидя неподвижно и отвечая на вопросы, дети зажаты, потому-то и после таких занятий бесятся и сходят с ума. А когда они действуют в свободной манере, у них выходит всё и естественней, и точнее. У них обзор ситуации гораздо шире. В каждом моменте занятий, которые мы видели, какая-то огромная программа заложена: там и математика, и слух, и речь, и разные представления. Дети всё время живут в образах - для дошкольников это самое главное. Одно запоминание, заучивание и правила, без образов - ещё недостаточно для развития.
Интересно, как они говорили хором: никто их об этом специально не просил, говорить вместе. Кто-то один на секунду раньше начинал - остальные подстраивались, и говорили отчётливо, понятно. Они самоорганизуются прекрасно, и не потому, что их дрессируют, а потому, что так организована их жизнь. У них всё образовывается постепенно. А наша педагогическая задача - быть терпеливыми, и не торопить детей.