Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: История в пятом классе и дальше

Поляков С. Идеологические рамки воспитательных возможностей


...Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных целей и приоритетных форм воспитания может быть интерпретировано как двойственность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики идеологическую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.
Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

Доклад 8

Сергей Поляков

Идеологические рамки воспитательных возможностей

Большая часть педагогических научных текстов, посвященных проблемам воспитания, удивительно бесконтекстна.
Не анали­зируются психологические контексты воспитания. Почти не обсуждаются позиции, возможности, интересы учеников, определяющие их внутреннюю включённость - невключённость в воспитательные ситуации, принятие ими различных форм воспитания или сопротивления этим формам. Чрезвычайно мало исследований о реальных отношениях воспитанников к воспитателям. Не анализируются социальные контексты порождения и реализации тех или иных практик воспитания. Данная работа - попытка сделать некоторые шаги в постановке и исследовании социального, может быть, чуть точнее - общественного, идеологического контекста практики организации современного отечественного воспитания.
 
Судьбы общественного воспитания всегда были и связаны с судьбами общества и государства. Обсуждая проблемы, возможности и реалии современного воспитания, важно обозначить те тенденции cсовременного отечественного социального развития, которые и служат рамками возможностей общественного воспитания.
На наш взгляд, в социальной реальности (в том её фрагменте, что ближе всего к образованию, воспитанию) пространство выбора огра­ничено двумя тенденциями: движением к гражданскому обществу как системе возможностей для социальных инициатив и оформления их в действии на основе согласования интересов групп людей; или движением к «государственному обществу», в котором возмож­ности инициатив и «улаживания» интересов делегированы государс­твенным органом на основе более-менее демократических выборов основных властных инстанций.
 
Сама государственно-общественная тенденция отчетливо делит­ся на подварианты: с акцентировкой централизованного социального устройства без какой-либо ярко выраженной идеологии и с центрацией на определенной, ясно выраженной государственной идеологией, при сохранении ориентации на государственно-общественный тип социального развития.
Назовем эти тенденции несколько условно «государственно-об­щественной», «идеологической» и «общественно-гражданской». За­дадим вопросы: каковы источники целей воспитания, какова позиция учителя, какая мотивация поддерживается в учениках и какие формы воспитания соответствуют каждой из тенденций?
 

Государственно-общественная тенденция

     Источник целей воспитания (шире - образования) - госу­дарство, точнее, централизованная государственная иерархия.
     Задаваемая позиция педагога - работник государственной сферы услуг.
     Поддерживаемая в учениках мотивация - прагматическая, сориентацией на успех в данном, весьма бюрократизированном обществе.
     Соответствующие ведущие формы воспитания - самоуправ­ление, повторяющее формы государственной власти, тренинги и кон­курсы, ориентированные на выделение школьной элиты, формирова­ние индивидуальной и корпоративной успешности.
 

Идеолого-государственная тенденция

   Источник целей воспитания (шире - образования) - госу­дарственная идеология.
     Задаваемая позиция педагога - «работник идеологического фронта», отвечающий за «правильное воспитание» детей.
     Поддерживаемая в учениках мотивация - государственно-идеологическая как стремление соответствовать задаваемым идеоло­гией идеалам и нормам.
     Соответствующие данной тенденции ведущие формы воспитания - ритуальные и праздничные мероприятия; формы, за­дающие общие массовые переживания, эмоции; формы, ориентиро­ванные на изучение идеологии.
 

Общественно-гражданская тенденция

     Источник целей воспитания, шире образования – ценности толерантности, договорности, солидарности и защиты групповых ин­тересов.
     Задаваемая позиция педагога - профессионального и соци­ального самоопределения.
     Поддерживаемая в учениках мотивация - саморазвития и совместного развития на основе общих интересов и личностных смыслов.
     Соответствующие данной тенденции ведущие формы воспитания - дискуссии, совместные социальные проекты, участие в организации жизнедеятельности школы.
 
Подчеркнём, речь в данном тексте идёт не о вариантах будуще­го России, а о социальных тенденциях, существующих в современ­ной ситуации.
 
Соответственно названные цели, позиции учителей, мотивации, формы воспитания существуют с тем или иным раскладом, в той или иной пропорции в каждом образовательном учреждении, а то и в со­знании и действии конкретного педагога, создавая этим самым поле объективных противоречий в жизни, в развитии образовательных учреждений и в сознании и действиях педагогов. И каждая из этих тенденций задает в сфере школьного воспитания свои цели и соот­ветствующие им преобладающие формы воспитательной работы.
 
Всё, что изложено, не просто версии, требующие конкретного, в том числе экспериментального, анализа. Есть и опыт такого исследования, который излагается ниже.
 
В рамках нашего эмпирического исследования мы исходили из модельных описаний социальных тенденций:
Государственно-общественная: сильная власть; правительство, регулирующее отношения между социальными группами и класса­ми.
Общественно-гражданская: социальные группы, согласующие свои интересы через общественные объединения, на основе законов.
Идеолого-государственная: народ и государство, объединённые общими «высокими» национальными идеями и стремлениями.
 
В наших пробных исследованиях мы предлагали одной группе педагогов список из девяти форм воспитательной работы, выража­ющих все выделенные нами тенденции социального развития - по три на каждую, а другой группе - список девяти целей воспитания, выражающих эти же тенденции - также по три на каждую.
 

Методика исследований

Список форм воспитательной работы (в другой части исследования - список целей воспитания) предъявлялся педагогам в «перепутанной» последовательности. Респондентам предлагалось выбрать три из них, наиболее важные для современного воспитания. Затем предлагалось выбрать из оставшихся форм (целей) ещё три важных, вторых по значимости.
В исследовании по целям было опрошено 80 педагогов, в основ­ном управленцев: заместителей директоров школ по воспитательной работе, директоров школ, специалистов районных органов управле­ния образованием Ульяновской области.
При обработке результатов исследования целям, попавшим в пер­вую тройку, присваивалось 2 балла; попавшим во вторую тройку - 1 балл, попавшим в невыбранную тройку - 0 баллов.
 

Результаты первой части исследования

Приоритетные цели воспитания в сознании организаторов вос­питания таковы:
Наибольший балл набрали «идеологические» цели (разви­тие положительного мировоззрения, духовное развитие, фор­мирование патриотизма) - 320 баллов. На втором месте, со значительным отставанием, - цели воспитания, отражающие гражданско-общественную тенденцию (развитие толерантности, форми­рование умения защищать свои интересы, формирование умения Договариваться), - 218 баллов. На третьем месте - цели, связан­ные с государственно-общественной тенденцией (формирование лидерских качеств, организованности, конкурентоспособности), - 202 балла.
 
Среди отвечавших на это задание большинство составляли пе­дагоги с преобладанием ответов, выражающих определенную со­циальную тенденцию (две или даже три из трех целей относились к определенной тенденции). Такой вариант оказался у 56 респондентов (70% опрошенных).
Среди выделенных тенденций решительно преобладает идеологическая - у 46 педагогов. Причём у семи педагогов все три цели, отобранные как наиважнейшие, были «идеологическими». Две другие тенденции: гражданско-общественная и государственно-общественная - встречались значительно реже (семь случаев государственно-общественной и три - гражданско-общественной тенденций).
 
Вторая часть исследования была «обращена» к формам воспитательной работы как типичной «единице» организации воспитания.
В список для выбора приоритетов были включены:
Формы, выражающие государственно-общественную тенденцию-самоуправление типа «Школьные правительства» и «Президенты»-конкурсы, выделяющие школьную элиту по самым разным основаниям, но с подчёркнутым делением на лучших и худших; учебные программы по формированию и выделению особой элиты и лидеров-организаторов.
Формы, выражающие гражданско-общественную тенденцию: групповые дискуссии; совместная разработка и реализация социаль­ных проектов; коллективная разработка общих законов и символов.
Формы, выражающие идеологическую тенденцию: общее праз­днование государственных праздников и знаменательных дат в виде собраний и шоу-программ; информационно-познавательные просве­тительные занятия на социально-общественные темы; линейки и ми­тинги, посвященные общественно-политическим событиям.
 
Методика исследований была такая же, как в предыдущей час­ти. Список форм предъявлялся педагогам в «перепутанном» виде, и предлагалось выбрать три из них, наиболее важные для современного воспитания. Затем предлагалось выбрать из оставшихся типов форм ещё три важных, вторых по значимости.
За формы, включенные в первую тройку, начислялось 2 балла; за формы, попавшие во вторую тройку, - 1 балл; формам, оставшими­ся невыбранными, баллы не начислялись (ноль баллов).
Задание по формам выполнил 71 педагог, в основном «управлен­цы от воспитания» (в том числе 41 человек, выполнявших и первое задание).
Сумма баллов, полученных формами соответствующих тенден­ций, такова:
- гражданско-общественной - 276 балла;
- государственно-общественной - 207 баллов;
- идеологической - 164 балла.
 
Результаты этой части исследования существенно отличаются от результатов первой части (сменился «лидер»; вместо идеологической тенденции на первом месте - гражданско-общественная).
Смена «лидера» произошла и с ориентацией педагогов на определённые социальные тенденции.
Большинство респондентов, как в первой части исследования, выбрали именно формы, соответствующие определенным социальным тенденциям (две или три из трех), - всего 53 случая из 71 (75%). Лидером, так же как и при подсчёте баллов, оказалась гражданско-обшественная тенденция - 30 случаев из 53. Идеологическая и государственно-общественная тенденции «получили» почти одина­ковое число сторонников - 12 и 11 соответственно.
 

Выводы пилотажного исследования

Сознание педагогов в отношении приоритетности целей воспита­ния и приоритетных форм воспитательной работы структурировано в большинстве случаев (у 70% и 75% опрошенных соответственно) по определенным тенденциям социального развития.
В сознании опрошенных педагогов определенно преобладают как значимые цели воспитания, соответствующие «идеологическим» тенденциям социального развития.
Участвующие в исследовании педагоги определённо отдают предпочтения формам воспитательной работы, отражающим гражданско-общественные социальные тенденции.
 
Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных це­лей и приоритетных форм может быть интерпретировано как двойс­твенность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики духовно-идеологи­ческую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.
Другая возможная интерпретация полученных данных: пред­ставленные результаты - следствие неадекватной методики иссле­дования. Третья интерпретация - данный феномен свойственен педагогам Ульяновской области и не может распространяться без специальных исследований на другие регионы и статусы.
И, наконец, общий вывод: без анализа социальных контекстов в целом и общественно-идеологических в частности наше понимание реалий и возможностей современного воспитания будет оставаться весьма упрощенным и в значительной степени мифологизирован­ным.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?