Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга

Ковалева Т., Рыбалкина Н. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов


Образовательное путешествие - идея не новая. В стародавние времена люди всегда старались отправить своих отпрысков в путешествия в дальние края, чтобы они ума-разума набрались.
Но главное – не куда, а как это путешествие организовано

Доклад 4.

Ковалева Татьяна, Рыбалкина Наталья

Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов

 
Сегодня многие педагоги - как теоретики, так и практики начинают всерьёз обсуждать возможности и реальные преимущества организации сетевого образования, имея ввиду принципиально иную его организацию, где нет уже ставшей привычной иерархизированной структуры отчетности и обязанностей учеников перед учителем, а есть лишь общая проблематика и взаимно пересекающиеся интересы учащихся (взрослых и детей), обмен информацией и опытом, которые и задают совершенно иное взаимодействие, не сеть как место для взаимодействия (Интернет), а сеть, которая плетется каждый раз заново, из живых человеческих связей, чтобы вместе поймать золотую рыбку Знания – каждому свою.
С этих позиции мы и представляем вам технологию образовательных путешествий как новый, и в то же время хорошо забытый старый, вид образования. Это не только возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по учебникам и с учителем.
 

Путешествие в поисках себя

История образовательных путешествий говорит нам о том, что раньше в такие путешествия отправлялись выпускники элитно-государственных или учащиеся частных образовательных заведений, то есть те, чей будущий профессионализм требовал целостного образования, связанного с личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Начиная с петровских времен, это были претенденты на службу государственного масштаба – научную или дипломатическую, военную или управленческую.
Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в "приёмной" семье. Мы, как авторы данной технологии образовательных путешествий, предлагаем возродить его внутренний смысл, как духовного странствия, путешествия в поисках себя.
 
Для культурного возраста старшей школы, с которой преимущественно работает технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни, подразумевающее в том числе культурное самоопределение, как присоединение к той или иной культурной традиции.
В нашей трактовке путешествия за границу – это путешествия не только в пространстве – в другие страны, а во времени - к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это - путешествия в историю народов, приобщение к исканиям наших прародителей, предшественников. Предмет нашего интереса – не сиюминутные приключения, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры.
 

Школяр – не потребитель, но соавтор

Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Вообще, в отличие от обычной поездки в путешествие отправляется, как правило, тот, кто хочет найти ответ на какой-то очень важный для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия – не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на Вопрос – индивидуально значимый для каждого школяра, отправляющегося в путешествие. Можно сказать, что такой вопрос рождается на пересечении индивидуальной жизни и истории рода человеческого.
 
Каждый школяр строитсвой собственныйиндивидуальный образовательный проект– как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие - командные - события он видит в этом образовательном путешествии.
В самом путешествии вооруженные новым знанием школяры вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи – делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений.
 

Не экскурсоводы, но тьюторы

Как же это возможно:
-       сочетать абсолютно разные вопросы на едином маршруте, не утеряв при этом возможности каждой индивидуальной встречи с Культурой;
-          подойти разными путями к исследованию одной и той же темы;
-          объединить разобщенных вопросами школяров в исследовательские команды;
-          сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
-          сделать так, чтобы личные события сложились в культурно значимые?
 
Как раз всему этому и помогает сетевая организация, а для формирования умения взаимодействовать сетевым образом в технологию образовательных путешествий мы ввели особую педагогическую позицию – тьютора.
 
Каждый этап школярского действия в образовательном путешествии сопровождается тьютором. Вместе со школяром он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого школяра, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?