Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сетевой подход в образовании

Глаголева Е., Беркинблит М. ШКОЛЬНИКИ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НЕ ПРИНИМАЮТСЯ


Мы убеждены, что заочные школы - это не элитная форма для немногих, специально отобранных детей, а, в первую очередь, - апробированный способ массового дифференцированного обучения и образования школьников из провинции. И в не меньшей степени - реальный путь подъёма профессионального мастерства учителя сельской школы.
или Заочная школа при МГУ

Доклад 15.

Глаголева Е., Беркинблит М.

ШКОЛЬНИКИ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НЕ ПРИНИМАЮТСЯ,
или Заочная школа при МГУ

 
Всероссийская заочная многопредметная школа (ВЗМШ) была создана при Московском университете в 1964 году. Её цель - дать возможность школьникам, живущим вдали от научных центров, углубленно заниматься разными предметами, развить способности и интерес детей к науке, помочь учителям, в особенности, сельских школ.
Заочная форма обучения, по сравнению с другими, отличается большей гибкостью: здесь не ставится цель работать только с одаренными детьми, не предполагается жесткая специализация и не предопределяется дальнейшая судьба детей, при заочном обучении они не отрываются от семьи. Помимо хороших знаний по предмету, ВЗМШ прививает школьнику умения самостоятельно работать с книгой, письменно излагать свои мысли, приучает к систематическому умственному труду.
Инициаторами создания заочной школы являлись академик И.М.Гельфанд, ректор МГУ, академик И.Г.Петровский и заместитель министра просвещения РСФСР М.П.Кашин.
 
Сначала школа была только математической, и название ВЗМШ означало - Всесоюзная заочная математическая школа. В 1974 году появилось биологическое отделение. А в сегодняшней заочной школе действуют также филологическое, физическое, химическое, экономическое и другие отделения. Если в первые годы в ВЗМШ училось 1000-1500 человек, то сейчас в ней учеников в десять раз больше. А всего заочную школу окончило несколько сотен тысяч школьников. В основном, жителей сел, небольших городков, рабочих поселков.
Эта школа изначально рассчитана на провинцию.
Дело в том, что в больших городах ученые и преподаватели ВУЗов могут непосредственно курировать школу, читать лекции, проводить разные занятия. В большом городе можно открыть спецшколу практически по любому направлению, подобрать опытных педагогов и способных в данной области учащихся.
 
Иначе обстоит дело в небольшом городе и особенно в селе.
В сельской школе часто имеется всего один старший класс, и в нем два ученика, допустим, интересуются физикой, а один - биологией. В такой ситуации невозможно обеспечить углубленные занятия по предметам в обычной форме. Но ведь школьники из сел, деревень, поселков, станиц, железнодорожных станций составляют около половины всех старшеклассников страны. И среди них есть много ребят интересующихся, трудоспособных, одаренных, которые не должны оставаться без внимания и помощи.
Среди проблем сельской школы проблема сильных детей не должна быть забыта. Пренебрежение ею ведёт к снижению конкурентоспособности сельских школьников при поступлении в институты, и как следствие - село теряет возможность иметь собственных врачей, учителей, агрономов, получивших подготовку в хороших вузах и вернувшихся в родные места. Мы считаем, что один из основных путей решения этой проблемы - организация заочных школ.
 
Заочная школа работает так.
Приём в ВЗМШ проходит по конкурсу. Материалы вступительных работ публикуются в различных изданиях (журналах «Квант», «Биология в школе» и др.) Можно их опубликовать и в газете «Сельская школа со всех сторон». Школьники Москвы и Санкт-Петербурга в ВЗМШ не принимаются. Проходной бал для учеников из сел и деревень устанавливается более низкий, чем для других категорий учащихся.
В школу на Математическое отделение принимаются учащиеся 8-го класса, и они учатся здесь четыре года. (Однако, если ученик захочет углубленно заниматься каким-то предметом в 9-ом и даже 10-ом классе, дорога для него не закрыта. Такие ребята занимаются по специальным программам). На Биологическое отделение принимаются школьники 9-го класса и 10-го классов и т.д.
 
Учащемуся, принятому в ВЗМШ, высылаются по почте пособия и задания к ним. Проработав пособие и выполнив задание, школьник посылает свою тетрадь в заочную школу, где она проверяется и возвращается ученику с замечаниями и оценкой.
В прошлые годы проверкой тетрадей занимались студенты на общественных началах. И сейчас студенты (особенно, бывшие ученики ВЗМШ) участвуют в проверке работ, но в основном это делают методисты ВЗМШ.
Долгое время занятия в ВЗМШ были практически бесплатными. В последние годы ситуация несколько изменилась. МГУ предоставляет ВЗМШ помещение, а Российская академия образования выплачивает сотрудникам школы зарплату. Однако подготовку и издание пособий, а также почтовые расходы школа берет на себя. В результате ученики ВЗМШ платят сегодня за обучение 300-500 рублей в семестр. Некоторые учащиеся имеют льготы.
Помимо отдельных учеников, в заочной школе занимаются группы учащихся - это, как правило, школьные кружки, работающие под руководством учителя (мы называем такую группу «коллективным учеником»). Оказывая этим учителям систематическую методическую помощь, ВЗМШ способствует повышению их квалификации. Сейчас в заочной школе работает свыше 300 школьных кружков.
 
За многие годы работы ВЗМШ был создан и тщательно проверен комплекс учебных пособий и система специальных заданий для самостоятельной работы учащихся. Многие пособия неоднократно издавались массовыми тиражами. Пособия по математике положили начало «Библиотечке физико-математической школы» (сегодня предполагается возобновить её издание).
Содержание обучения в заочной школе тесно связано с курсами общеобразовательной школы. Опыт работы ВЗМШ показывает возможность добиваться высокого уровня знаний не за счет расширения круга рассматриваемых вопросов, а путем более глубокого, всестороннего изучения основных понятий и идей школьного курса.
 
Поскольку при заочном обучении невозможно проработать всю школьную программу, для изучения в ВЗМШ отбираются узловые темы. Например, в математическом отделении таковыми являются: метод координат; функции и графики; уравнения и неравенства; многочлены; прямые и кривые; тригонометрия и др. А в биологическом отделении такие узловые темы: физиология растений; физиология животных; биологические молекулы; цитология; законы Менделя; гены и хромосомы; экология и некоторые другие.
Сегодня в одном только математическом отделении ВЗМШ действует 14 филиалов при разных университетах и пединститутах страны. Школьники могут поступать как в центральную заочную школу, так и в её филиалы, которые работают по материалам ВЗМШ. Некоторое преимущество филиалов состоит в том, что они расположены ближе к дому школьника и часть филиалов проводит со своими учениками очные встречи.
Формы работы заочной школы - разнообразны. Например, чтобы решить некоторые качественные задачи, учащиеся биологического отделения должны просмотреть несколько книг, найти в них нужную информацию, а затем, используя её, подготовить ответ. Так формируется один из важнейших навыков интеллектуальной деятельности - работа с литературой.
 
Наиболее успешно занимающимся школьникам математического и биологического отделений высылаются летние задания, которые ученики выполняют в период каникул. У математиков - это особенно трудные задачи, «cо звездочкой», у биологов - практические работы, темы которых разнообразны: скажем, изучение факторов, от которых зависит рост ряски; изучение поведения пауков; генетические опыты с дрозофилами.
Выпускникам ВЗМШ рассылались анкеты, в которых мы интересовались жизненными и профессиональными судьбами наших учеников. Около половины учащихся, например, биологического отделения поступают в разные российские университеты, ещё 30-40% - в медицинские институты. Часть ребят выбирают себе профессию, не связанную с биологией. Однако практически все, независимо от выбора профессионального пути, говорят, что главное чему они научились в заочной школе - умение самостоятельно думать.
 
Мы убеждены, что заочные школы - это не элитная форма для немногих, специально отобранных детей, а, в первую очередь, - апробированный способ массового дифференцированного обучения и образования школьников из провинции, реальный путь подъема профессионального мастерства учителя сельской школы, источник самообразования.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?