Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Новый подход к литературному образованию в первых классах. Курс Татьяны Троицкой и Ольги Петуховой

Учебный модуль 1.


Литературная жизнь в первом классе
  
1.2. Литературная жизнь в первом классе
 
Учебный предмет «Литературное чтение» вводится в последней четверти 1 класса, после завершения работы по букварю. В гимназических классах и во всех случаях, когда достаточный уровень техники чтения достигнут до школы (первые классы, сформированные на базе подготовительных и др.), работа в логике этого предмета может начинаться значительно раньше.
 
Ведущая цель этого периода обучения - формирование навыка чтения, основы которого закладываются в ходе работы по букварю. Пропедевтика литературного развития проводится в этот период на том же материале, что и формирование навыка чтения.
 
Учебные действия, направленные на литературное образование школьников и формирование навыка чтения, осуществляются в тесном взаимодействии друг с другом. Задания, связанные с литературным развитием, мотивируют большинство учебных действий, направленных на формирование навыка: выразительное чтение (с учетом звуковой образности, эмоциональной тональности, характера героев), ориентацию в тексте, осознанность чтения.
 
Учебная деятельность организуется по учебнику «Мы - читатели!», который поддерживает и углубляет учебный материал букваря.
 
Литературное развитие на этом учебном этапе мы связываем с первоначальным освоением детьми звуковой образности и образности формы. Блестящий материал для этой работы находим в поэтических азбуках, обыгрывающих образность звуков и образность формы букв, а также в стихах детских поэтов.
 
Работа с поэтическими азбуками «подхватывает» материал букваря, переводит только что открытую детьми реальность букв и звуков в новое - эстетическое - измерение.
 
Стихи и рассказы детских поэтов, посвященные забавным ситуациям, неизбежно возникающим, когда дети учатся говорить, читать, писать, задают поэтический угол зрения на собственный опыт детей, связанный с обучением грамоте.
 
Учебный материал (учебник «Мы - читатели»)
 
- детские поэтические азбуки, стихи детских поэтов о буквах (С.Маршака, Г.Сапгира, Е.Благининой, А.Шибаева, Б.Заходера, Ю.Тувима и других);
 
- стихи и рассказы детских поэтов и писателей о том, как дети учатся говорить, читать, писать (Б.Заходер «Птичья школа», Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р», В.Драгунский «Заколдованная буква»; Л.Пантелеев «Буква «ты»);
- поэтические сказки К. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- стихи детских поэтов, обладающие звуковой образностью и образностью формы (А.Барто, В.Орлов, М.Яснов, В.Берестов, Р.Сеф, Ю.Кушак, Л.Николаенко и др.);
- прозаические сказки Г.Цыферова.
 
Работая с этими произведениями, дети находятся в свойственной им активной позиции:
 
- находят свои образы для букв и предметов окружающего мира;
 
- иллюстрируют отдельные строфы;
 
- изображают буквы с помощью собственного тела;
 
- обсуждают свои наблюдения с одноклассниками;
 
- читают по ролям;
 
- инсценируют фрагменты произведений;
 
- учат стихи наизусть и исполняют их;
 
- сравнивают ситуации, описанные писателями и поэтами, с собственным опытом;
 
- работают с книжками из домашней библиотеки;
 
- дописывают и сочиняют стихотворные строфы.
 
Развитие речи осуществляется в следующих аспектах:
 
- формулирование собственного мнения по учебной проблеме в диалоге с одноклассниками (устная диалогическая речь);
 
- обогащение словарного запаса в процессе знакомства с поэтическими и прозаическими произведениями разных авторов;
 
- «открытие» переносных (образных) значений слов;
 
- выразительное чтение как результат наблюдений над текстом;
 
- создание творческих работ (устно и письменно) - освоение простейших форм поэтической речи;
 
- воспроизведение сюжета произведения или его фрагментов (устная монологическая речь);
 
- рассказывание о событиях из собственной жизни, связанных с учебным материалом (устная монологическая речь);
 
- интерпретация отдельных аспектов произведений, сравнение собственных интерпретаций с интерпретациями одноклассников (устная монологическая и диалогическая речь).
 
 
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
1. Выберите из учебника, по которому Вы работаете, любое произведение. Выберите из предложенных заданий те, которые поддерживают наивно-реалистическое отношение ребенка к произведению. На что направлены другие задания?
 
2. Посчитайте, сколько произведений в учебнике, по которому Вы сейчас работаете, даны в полном объёме, а сколько - в отрывках или в сокращении.
Если авторы вашего учебника редко включают в учебники тексты в полном объёме - то предложите свою версию того, почему так происходит.
 
3. Считаете ли Вы важным организацию культурной среды (на уроке и просто в классе)? Есть ли в Вашем опыте примеры организации культурной среды, связанной с учебным материалом? Какие?
 
4. Опишите, что представляет собой «учебная коммуникация» на уроке литературного чтения в Вашем классе. В чём она Вас устраивает, что хотелось бы изменить?
 
5. Попробуйте объяснить, как учебный материал 1 класса (курс «Литературное чтение») поддерживает и развивает учебные достижения букварного периода?
 
6. Прокомментируйте обозначенные цели обучения в 1 классе по учебнику «Мы - читатели!» (с точки зрения согласия и несогласия, понимания и непонимания).
 
7. Пришлите нам выполненные задания - и задайте свои вопросы авторам!
 
Подзаголовки
  1. Содержание
  2. Программа "линейная" и "программа-конструктор"
  3. Литературная жизнь в первом классе
Страницы: « 1 2 (3)
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© andrey & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?