← Оглавление
7.8. РАБОТА В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ
Всем этим и заняты дети в январе. У них может начаться и совсем новая работа: найти для рукописных слов из текста на доске точные образы записи слоговыми знаками, а потом под каждым слогом подготовленную запись расписать в строчке так, чтобы она была такой же длины, как и слово. Здесь надо действовать вдвоём-вчетвером, разыскивая на полосках-лесенках готовые записи слогов и соединяя их в одну строчную запись слова. Выбирать из написанного текста можно любое слово и, значит, становиться инициативным чтецом.
Описанные работы января позволяют детям постоянно вести самокоррекцию речи в момент речевого общения и определять характер общения, выражая вслух свои намерения. Речевыми и неречевыми средствами они дают оценку увиденному и услышанному, сделанному и воображаемому.
Незнакомое становится знакомым, чуждое преобразуется в свое. Складывается слуховой образ произнесенного благодаря хоровому, диалогическому и собственному прочтению написанного и записи прочитанного. Появляется символика выбора, знак своего предпочтения и открытая инициативность, желание поддержать диалог с партнёром.
Неравнодушие к знакомым детям перерастает в прочную симпатию при игровом сотрудничестве, в котором формируются знания о партнёре, с которым делится инициатива, и который улучшает настроение. Он приучается к безошибочной, своевременной и уместной оценке звучания своей речи в символике гласных и согласных звуков. Это та сторона самостоятельной письменной речи, которая делает её выразительной и неповторимой.
Письменная речь становится и обращенной к другому человеку, когда структурная символика звучания дополняется символикой буквенной записи. Благодаря этому дополнению рождаётся мотивация, определяющая не только формирование графических качеств рукописных движений, но и включение известных и неизвестных слов в новые контексты. Слова становятся графически знакомыми. И здесь ребёнок впервые устанавливает контакт с письменной традицией родного языка.
К февралю каждый в группе овладел тремя ролями, составляющими умение пишущего.
Он подписывает слоги, указываю структуру буквенной записи, т.е. не глядя под руку, движется в предположенном направлении и в то же время говорит, слушая себя, как бы вторя услышанным словам. Вторая роль его - слушающего, где возможна запись буквы на росчерке, и видящего точность реализованных действий, своих и не своих. И третья роль - чтеца, видящего и предугадывающего появление рукописного слога, и говорящего о ходе своих действий в общем темпе чтения.
Чтобы быть пишущим, надо одновременно быть и читающим, и вписывающим в строку, и дописывающим ненаписанное. Для этого надо овладеть темпом письма: знать ощущения движущихся вдоль тетрадной строки собственных пальцев; овладеть стабильностью написания отдельных букв и их элементов; приучиться к слоговому объёму делаемых движений и рабочему ритму записи слога. Поэтому нельзя сразу же писать в тетради целые слова, ибо никто из детей не распознал своих возможностей оценить достоверное время работы.
Для освоения темпа собственных движений и его соразмерности с темпом движений других при разных условиях работы и при сохранении доверия своему чувству успеха необходим специальный комплекс упражнений в письме.
Во-первых, в руки берётся перо, перьевая ручка для создания благоприятных условий в единой работе глаза, уха, горла, пальцев.
Во-вторых, осваивается поза пишущей кисти на разных участках строки с помощью письма по кальке пером, под которую подложен известный росчерк.
В-третьих, осуществляется перенос нажитых ощущений в пространстве тетрадной строки при избранной самим пишущим метрике графических движений.
Таким образом, в общей групповой работе рождаётся пишущий. Для этого не надо много писать. Для этого надо самому хотеть что-то писать, не боясь некрасивых записей.
И желанием писать наши дети не обделены. Не будучи связанным смысловой стороной письма, каждый ребёнок своё рабочее внимание сосредоточивает на особенностях движений своих пальцев, кисти, всего тела. Поэтому у него возникают представления об устойчивости и неустойчивости рабочей позы. Целью обучающего является дозирование времени работы - смены напряжения и отдыха. Общее время сосредоточения не должно превышать 60 секунд.
Ритм работы группы - минута отдыха плюс минута записи.
В феврале настольная доска занимает ещё одну-третью-позицию для записи пером (угол наклона в 25-30о). Работая фломастером, можно приподнимать доску или не делать этого. А запись мелом делать только на поднятой доске. В феврале не надо и пробовать писать на столе с поднятой столешницей (на парте как бы). Может быть, то положение стола не скажется негативно на успехе в марте, когда все дети освоятся с пером.
Не следует забывать, что отношение к перу у взрослых чаще негативное, и это хорошо знают дети. Свою неудачу они оценят как доказательство правоты взрослых, а не как собственную пробу пера. Похоронить желание писать пером легче, чем научить писать. Писать надо учиться, пока есть желание писать, есть надежда на ловкость в работе. Это часто связано с личными качествами ребёнка. А в этом воспитатель обычно достаточно сведущ.
В феврале и марте работа пером осуществляется в следующих видах работ
- Собственная роспись имени и фамилии.
- Самому попробовать перо на записи букв по кальке. Воспитатель организует наблюдение детей за работой пишущих и сравнение их.
- В строку тетради вписать карандашом квадрат и затем возле него и в нем (или наоборот) написать желаемую букву или элемент буквы.
- Это же сделать фломастером в альбоме.
- Уменьшать размеры букв, серии одинаковых букв или увеличивать. Находить среди них строчную букву или заглавную.
- Это же сделать мелом на доске и фломастером в альбоме.
- Договориться расписать слово по слогам на ступеньках поэлементно. Дать прочесть другим эту запись.
- Записать слово под его слоговой структурой.
- Записать алфавитный ряд букв в строку тетради и определить, сколько нормальных букв поместится, если они только строчные, если только заглавные, если только одноименные; сколько и какие пары букв алфавита пишутся в 1, 2, 3, 4, 5 и 6-ю строки.
Пятнадцатая неделя учебного года (январь)
Первое новое пособие - 8 полосок-ступенек, на которых даны виды слоговых сочетаний согласных и гласной. Группой детей делаются попытки составить слово и его прочесть по-разному. Взрослый вносит свой вариант состава слова. На доске записываются буквами и под ними знаками сказанные и сделанные слова.
Опробование своей умелости условными знаками записать слово в 2 слога. Согласование голоса с рукой при стирании знаков. На доске под рукописной записью слова по слогам оно же пишется знаками в полосе (в половину её высоты).
Понедельник. Слоги: уголок и трёхзвучный
Вторник. Повторение на новых словах той же слоговой структуры.
Среда. Слоги: трёхзвучный и уголок, условная запись слова «руч-ка».
Четверг. Обе структуры: а) два встречных согласных и б) без встречной согласной.
Пятница. Повторение. Узнать со ступенек слова: сок, кол, лис, лес, пол.
Шестнадцатая неделя (январь)
Повторяются работы предыдущей недели. Добавляется:
а) название числа слогов в слове (вплоть до 4-х);
б) называются число согласных и их место в слове.
Придумывается слоговая структура, и по описанию все её записывают в строку.
Со ступенек считывается слог. Все соглашаются, после чего взрослый его пишет строчно как отгадку. Или пишут дети (группа).
Понедельник.По аш-образному росчерку пишут «чч» и «нн», соблюдая соединительный элемент.
Вторник.Испытывают перо на полуовалах, повторяя их.
Среда.Прописываются «чч» и «нн» в разных сочетаниях.
Четверг.Снова испытываются полуовалы, и на них пишут буквы «х» и «ж»
Пятница.Пишут «звзв»до конца строки.
Семнадцатая неделя (январь)
Изменяется ход занятия. Сначала придумывают 2 слова в 3 слога. Одно из слов начинается с гласного знака.
На доске поочередно пишут по слогам. Сначала записывают последний слог, потом то, что перед ним. После первый слог. Вставляют на пропущенное место срединный слог.
На листах записываются подряд все слоги. Замечается тот, кто быстрее написал.
Со ступенек прочитывают слоги.
Понедельник.По росчерку «петля - мягкий знак» пишутся сочетания «ий» и «ый»
Вторник.На «волне» пишут «за» и «ба».
Среда.Прописывают росчерк «лента» до конца и опять буквы Х и Ж на полуовалах.
Четверг.На росчерке «овал» пишут Ю и О.
Пятница.Пишут аш-росчерк «кк» после показа уменьшения на доске «пэ-элемента».
Восемнадцатая неделя (февраль)
Та же работа выполняется малыми группами - по 4-5 человек. Устно ведется подготовка, потом запись 1-го слова. Снова устная подготовка, потом запись второго слова.
В феврале начинается обучение письму пером по кальке, накладываемой на лист с росчерками. Перед написанием проводится карандашом одна горизонтальная линия или от руки, или по линейке.
Понедельник, вторник. В первые два дня учатся работать с этим пособием, передвигать кальку вверх, писать ключ настройки и по «аш-росчерку» писать гэ-образно в 1-й день; че-образно и петельно во 2-й день.
Среда. Пробуют писать «взвз…» и по «волне» пишут её-сё.
Четверг. В росчерке со знаком мягкости пишут Ь, Ы, ЫЙ и У.
Пятница. Снова пишут только «взвз…».
Девятнадцатая неделя (февраль)
Со ступенек (кто первый) считывают записи слогов.
На листе в свой квадрат с двумя малыми справа заготовленными заранее взрослыми вписываются элементы букв. Разучивается рассказ о порядке движения в квадрате относительно его центра и середин сторон. Даётся особая ритмизация для цифр через длительность «та» и «ти». Взрослый произносит ритм, дети пишут цифры.
Понедельник. В квадратах пишут «ъ», «ь» и цифры 8 и 9 (проговаривая «та-та»).
Вторник. В квадратах пишут «ъ», «г» и цифры 8, 9, 7 (на «ти-ти-та-ти»).
Среда. В квадратах пишут «ь», «г» и цифры 5, 6 (на «ти-та-ти»).
Четверг. В квадратах пишут «ь», «г» и цифры 5, 6, 7, 8 и 9.
Пятница. В квадратах пишут «ъ», «ь» и цифры 2 (на «ти-та-ти») и 3 («ти-та»).
Двадцатая неделя (февраль)
В записи словосочетаний вносится новизна. Строка записи сужается. Малая группа ребят договаривается о записи какого-либо элемента. В строке-полосе отделяются 4 места. Все пробуют. Там, где все сочли пробу удачной, приписывается соединительный элемент. Потом меняется лишь вид квадрата: он делается меньше на самый маленький сверху квадрат, потом в половину высоты строки.
На листе разучивается в квадратах соединительный элемент в сравнении с другими.
Считывают со ступенек слоги в 2 буквы из слов в 2 слога: «иг-ра», «ло-то», «кр-ра», «ла-па», «ле-пи».
Понедельник. В квадрате пишут «ч» и соединительный элемент в два раза шире, чем буква.
Вторник. В квадрате пишут «ч» и соединительный элемент той же ширины, что и буква.
Среда. В квадрате пишут «и» и соединительный элемент в два раза шире, чем буква.
Четверг. В квадрате пишут «о» и соединительный элемент в два раза шире, чем буква.
Пятница. В квадрате пишут «л» и соединительный элемент той же ширины, что и буква.
Двадцать первая неделя (февраль)
На доске пишут слова в 3 слога того же типа. Избираются слова во множественном числе - сапоги, садики, рубахи. Во время прочтения слоги стираются.
Узнают, кто знает алфавит и при каких условиях его произносят до конца. Убеждают себя, что все алфавит знают, но показывают по-разному: только на большой таблице, только на малых и т. д.
С доски списывают слоги в строчку: «рой», «моё», «весь» и слова «о-лень», «за-весь», «пол-день».
На доске пишут и стирают свои слова.
На листах в квадратах пишут буквы и элементы букв.
Все элементы строчной записи оказываются уже известными детям из их практики. Таблица элементов строчной записи прочитана всеми и теперь будет перечитываться.
|