К нам привыкают, а мы?..
Вопрос адаптации детей к обществу и, в частности, к детскому саду, волнует всех, кто как-то связан с детьми. Как ввести маленького человека в большой мир, такой сложный, противоречивый, интересный, иногда опасный - без вреда для его психического и физического здоровья?
Негатива много. У кого-то, естественно, возникает вопрос: нужен ли малышу детский сад? Но вроде бы специалисты ратуют за то, что для ребёнка детский сад лучше, чем няни, гувернантки и вообще домашнее воспитание.
Только вот неудачи первого общения с детским садом начинают перекладывать на плечи родителей. Вопрос «готов ли ребёнок к детскому саду?» - всегда был, но теперь его переадресовали от специалистов детского сада к родителям, у которых появились новые опасения, вина за то, что «их дитя не готово к общественной жизни». Возможно, большинство детей и не готово к детскому саду, но ведь их отдают как раз тем самым специалистам, которые знают, как работать с разными детьми.
Если мы ратуем за значимость и необходимость посещения детского сада, так давайте с первых дней возьмём на себя ответственность за комфортную жизнь ребёнка в нём. В противном случае возникает мысль о том, что чем выше спрос на детский сад, тем ниже наш профессионализм: всё равно родители придут, в очереди на детский сад стоят с пелёнок, не эти, так другие, всё равно придут...
Приведу здесь любопытный рассказ одной мамы.
...Мы с ребёнком приехали к друзьям в гости за рубеж. В детский развлекательный центр пришли, чтобы посмотреть, как там организована работа. Увидев новых людей с ребёнком, специалист моментально подошла к нам, приглашая ребёнка к игре. «Он не знает языка? - О, момент!» Она хлопала в ладоши и что-то шептала ему на ушко, так по-доброму смеялась, что ребёнок пошёл за ней, она вложила его руку в руку другого мальчика, ещё присоединила несколько детей и вместе что-то припевая, они дружно шагали друг за другом, хлопали в ладоши, смеялись радостно, как будто знакомы уже давно.
Малыш играл, бегал с детьми, не обращая внимания на языковой барьер, он для них не существовал, в игре они всё понимали без слов. Педагог оставила их, но ни на минуту не спускала с них глаз. Это был класс!..
У такого воспитателя нет проблемы с адаптацией детей, она им просто по-настоящему радуется, и они это чувствуют...
Возможно, мы, говоря об адаптации ребёнка к социуму, драматизируем события, прикрывая свой непрофессионализм?
Попробуем поменять акценты и спросить себя, почему ребёнку неуютно в саду, не перекладывать это на плечи родителей.