Эмоциональное и профессиональное
Многим из нас приходится пережить сложную ситуацию на работе, когда дела идут плохо, и у нас часто возникает соблазн ругать других. Нам может показаться, что если мы найдём недостатки в детях, то почувствуем себя лучше, не будем так остро ощущать свои трудности. В эти моменты спада, которые приходится переживать каждому из нас, гораздо лучше молчать, если мы не находим добрых или конструктивных слов, особенно, если рядом дети.
Негативные слова, как правило, приводят к негативным результатам. Негативные слова не только причиняют окружающим лишние страдания и боль, но могут осложнить и наше собственное положение.
Если мы сумеем помнить об этой перспективе и научимся держать «язык за зубами», пока общая картина не станет яснее, то очень многих негативных слов удастся избежать. Помните старинную поговорку «Если не можешь сказать ничего хорошего, то промолчи». Иногда она может послужить исходным пунктом к тому, как вы будете говорить в течение дня с детьми.
У немцев есть пословица: «Человек редко бывает лучше разговоров, которые он ведёт». Доброе слово, поддержка, сказанная в адрес ребёнка, часто важнее, чем наши излишние нравоучения, окрики и наставления.
Всемирно известный оперный певец Лучано Паваротти сказал: «Вы даже не представляете себе, что за свёрточек с поощрениями носят с собой артисты: ласковый хлопок по плечу чьей-то руки, газетная вырезка, слово поощрения, сказанное учителем... Наверное, так называемая вера в себя - это фундамент нашего таланта, но я уверен, что эти поощрения служат цементом, который скрепляет фундамент».
Так и слово воспитателя, сказанное с уважением и добротой, отзовётся в сердце ребёнка той же добротой и уважением.
Надо ли этому учиться?
Профессионализм и эмоциональность тесно связаны между собой. Исчезновение эмоционального настроя у человека снижает качество его работы, следовательно, сказывается негативно на том, что он делает как профессионал, особенно в тех областях, где ведущей представлена система «человек-человек».
...За забором дошкольного учреждения гуляют дети. Зоркий взгляд постороннего отмечает всё негативное: «Воспитательница сидит, а дети себе предоставлены, вон двое дерутся, а она и не видит! А дети-то как одеты: шапки не завязаны, ботинки не с той ноги, шнурки развязаны».
Осуждающих перечислений вполне достаточно для вынесения приговора детскому саду: за детьми смотрят плохо. Трудно оценивать данные замечания однозначно. Объективное и субъективное в воспитательном процессе образовательных учреждений разного уровня отделить сложно.
В системе образования человеческий фактор является основным, им и определяется комфортное пребывание детей в детском саду. Нередко у воспитателя, проработавшего достаточное количество лет, можно наблюдать исчезновение эмоционального фона деятельности:
«Воспитатель на прогулке больше сидит, чем играет с детьми, режим дня может растянуть для удобства взрослых, недовольство родителей по поводу того, как одеты малыши, тоже становится привычным и не вызывает особого огорчения и возмущения, детские праздники, занятия с детьми перестают быть «событием»; играть с детьми и быть в игре непосредственным игроком - обременительно...».
Отсутствие, исчезновение эмоционального фона педагогической деятельности у воспитателя первыми чувствуют дети: они не обращаются к нему с вопросами, не зовут играть, не рассказывают ему свои небылицы-нелепицы. Он становится им неинтересен.
В последнее время в психологии появился и всё чаще стал звучать термин «синдром эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания - это чаще всего спутник возрастающего опыта работы, когда повседневность и привычность «сглаживают» эмоциональность.
В педагогическом коллективе, где внимательно следят за профессиональным благополучием каждого, не допустить синдром эмоционального выгорания удаётся. Отсутствие же контроля и профессиональной оценки деятельности кадров - одно из условий, которое способствует возникновению выгорания.
Иногда этот синдром вызывается обычной усталостью: работа без сменщицы, няни. Но зачастую за этим скрыт непрофессионализм управленцев, чьи требования к педагогу сводятся к его послушанию. Так проще - приказать! Но от послушания в педагогической деятельности мастерство не прирастает.
Почему мы, педагоги, теряем авторитет в глазах родителей и детей?
Что здесь от объективно сложившейся жизни общества, а что - от непрофессионализма?