Педагог - движущая сила качественного образования
Если восстановление сети общественного дошкольного воспитания - дело власти, то забота о качестве образования, обучения детей - дело педагогов разных уровней, начиная от детского сада и заканчивая вузом.
В разговорах о качественном образование в дошкольном возрасте сегодня слышится со всех сторон: «В основу качественного образования надо положить не знания и умения, а что-то другое». Наверное, так. Но что мы в эти слова вкладываем? Умеем ли анализировать деятельность педагога, не касаясь знаний и умений детей? И возможно ли такое?
Л.С. Выготский в своей работе «Развитие высших психических функций» определяет четыре ступени развития: инстинкты, навыки, интеллект, воля. Три из них: инстинкты, навыки, интеллект - относятся к натуральным, природным функциям. Четвёртую ступень он обозначает как овладение ребёнком сложнейшими приёмами культурного поведения:
«В процессе своего развития ребёнок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приёмы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребёнка следует таким образом различать две основные линии.
Одна - это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребёнка.
Другая - линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладение культурными средствами поведения.
Подобно тому, как инстинкты не уничтожены, но сняты в условных рефлексах, или навыки продолжают существовать в интеллектуальной реакции, натуральные функции продолжают существовать внутри культурных. Культура ничего не создаёт, она только использует данное природой, видоизменяет его и ставит на службу человека».
Исходя из этого высказывания, содержание обучения следовало бы рассматривать как сохранение психических качеств детей, которые составляют природу человека, и при определённых условиях прорастают в культурные формы поведения. И задача педагога - создать и удержать эти условия в образовательном процессе.
Судить о выполнении этой задачи и составляет смысл нашей педагогической деятельности, но об этом могут рассказать только дети, если уметь их видеть и слышать.
Очередной просмотр открытого занятия в детском саду. Детям предложено подготовиться к рисованию и взять то, что им будет необходимо. Воспитатель предупреждён о том, что не следует вмешиваться в работу детей.
Разговор детей между собой:
- Ну что ты сидишь? Пойдём! Ты слышал, что она сказала? Взять то, что нам надо к рисованию.
Девочка сидит за пустым столом.
- А ты на чём будешь рисовать?
- На столе, - отвечает она.
- Ты чего? Кто же рисует на столе? Тебе же сказали: взять то, что тебе надо! Возьми лист бумаги вон там.
Девочка не успевает встать из-за стола, как воспитательница устремляется ей навстречу с листом бумаги.
Рисунки готовы.
- Давайте посмотрим, - предлагает воспитательница, - получилась ли у нас осень?
Все дети находят место своим рисункам на выставке. Девочка рисовала карандашами, и её рисунок уступает по яркости другим работам. Видя явное несоответствие, она в растерянности сидит на месте.
Диалог детей:
- А чего ты не несёшь?
- У меня уже не похоже на осень - нет листьев.
- Конечно, ведь у тебя осень, когда уже скоро зима.
- Да, у меня нет листьев, и вот-вот будет зима.
Уверенная в том, что работа получилась, она направляется к выставке и устраивает свой рисунок среди прочих.
Отчего воспитатели не видят детей на занятии? Может, не совсем понимают их? И каждый раз спешат помогать там, где их помощь не требуется.
Если судить по высказываниям педагогов после наблюдения, это не совсем так. Их взгляд со стороны позволяет сделать правильные выводы.
Кто же научит воспитателей наблюдать в своей работе за детьми? А ведь именно из этого складывается их профессионализм и качество работы.
В повседневной жизни, оставаясь один на один с детьми, они чётко отслеживают, чем заняты дети, как они реагируют на изменения окружающей среды, как находят выход из создавшегося положения; умеют об этом рассказать и, главное, не вмешиваются в жизнь детей.
Почему же на занятиях, особенно когда приходят коллеги (а тем более проверяющие), они как будто не видят и не понимают детей, превращаются из педагога в обслуживающий персонал, подменяют педагогическую деятельность хозяйственной: принести, подать, разложить, посмотреть, вместо детей постучать в домик и прочее?
Многолетний опыт работы с педагогами говорит о том, что в большей мере это идёт от того, как вы, руководители, работаете с педагогическим коллективом, о чём и как говорите при просмотре у них занятий. Если воспитатель ждёт разговоров о том, что он говорил, куда встал, то и проводя занятия, он следит только за этим.
Что мы умеем ещё видеть на занятии, кроме знаний, умений, навыков? Хорошо бы этот вопрос задавать себе каждому, кто идёт учить или проверять воспитателя. Наш управленческий непрофессионализм скажется прежде всего на качестве образования. И как бы научиться спрашивать сначала с себя, а затем - с педагога?