Защитит ли наука дошкольное детство?
Когда разговор идёт о дошкольниках, все со знанием дела и с умилением рассуждают о возможностях их развития и воспитания. Даже в управлениях образования разных уровней отношение к детскому саду снисходительное: «Ну, что там, горшки пересчитывать...». Лишь люди дальновидные и по-житейски мудрые понимают, что маленький ребёнок - это большая тайна, сложное существо, которое распознать и направить в нужное русло далеко не просто.
Мы с воодушевлением пишем программы, концепции, перекладываем на бумагу свой опыт работы, свои представления о том, что ребёнку надо. Иногда приходится писать отзывы, рецензии на разного рода бумажные сочинения и с грустью размышлять о недостатке глубоких знаний о дошкольном детстве даже у профессионалов. Иногда задаёшь вопрос: «Откуда это всё взяли, почему именно так?..», - и слышишь странный комментарий, что, дескать, «да так мы работаем».
Невольно возникает вопрос: «Что из исследований науки о возможностях детей-дошкольников знают наши практики?» Ведь есть же фундаментальные исследования психологов и педагогов, и нынешнего времени, и советских времен.
Существует детская сказка о молодом человеке, который отправился искать самого глупого человека на свете.
Как-то утром, шагая по просёлочной дороге, молодой человек услышал странный шум, доносившийся из небольшого домика у обочины.
Там раздавался тяжёлый топот, потом звук падения и стоны. Он остановился и несколько минут прислушивался.
В конце концов, снедаемый любопытством, молодой человек поднялся на крыльцо и заглянул в окно. К своему изумлению, он увидел немолодого мужчину в нижнем белье, который разбегался, подпрыгивал и врезался в спинку стула, на которой висела пара брюк. Мужчина падал на пол и несколько секунд лежал, громко стеная. Потом он с трудом поднимался, ставил стул на место, вешал на него брюки и отходил в другой конец комнаты. Снова раздавался топот. Прыжок, тяжёлое падение. И снова стоны.
Молодой человек постучал в дверь. Мужчина впустил его в дом.
«Скажите, сударь, - спросил молодой человек, - почему вы делали то, что делали?».
«Так я надеваю брюки. Я вешаю их на спинку стула, разбегаюсь и прыгаю в них, - ответил мужчина. - Мой папочка так делал, а до него - папочка моего папочки. А что годилось им, то годится и мне».
«Разве такой способ одевания не слишком медленный и болезненный? Большинство мужчин натягивают сначала одну брючину, а потом вторую. Так гораздо быстрее и проще, - сказал молодой человек. - Сядьте на стул, и я вам покажу».
Тут уже изумился пожилой мужчина. «Как мне посчастливилось, что вы проходили мимо! Похоже, учиться никогда не поздно».
Да, верно. Надо усвоить истину: учиться никогда не поздно.
Притча эта незатейлива, но лишний раз напоминает о значении (да и удобстве...) понятных и простых истин, которые мы никак не можем узнать и признать.
И столь привычное уже легкомысленное отношение к дошкольному детству всегда чревато далеко идущими последствиями.
Когда Академию педагогических наук СССР в начале 1990-х годов преобразовывали в Российскую академию образования, то единственному в мире научно-исследовательскому институту дошкольного воспитания в её структуре просто не нашлось места. Институт просуществовал более четверти века, но кому-то показался лишним.
Сначала не нужным стал исследовательский институт детства, потом не так уж нужными показались детские сады, потом кто-то за наших детей решил, что они вполне могут пойти в школу и в шесть лет... Найдутся ли убедительные слова у науки, чтобы защитить их от этой напасти и от прочих административных фантазий?
Много ли вы знаете в России научных организаций, которые ведут сегодня глубокие, фундаментальные исследования дошкольного детства? Я задавала вопрос об этом и некоторым замечательным учёным - и не услышала ответ. Быть может, поэтому программы детского сада в большинстве своём оставляют желать лучшего; не из-за этого ли в детский сад со своими мерками к детям и к воспитателям идут люди самого разного уровня знаний и представлений?
...Лето 1996 года. От причала Красноярского речного вокзала на реке Енисей отправился в 12-дневное путешествие теплоход, с борта которого весело прощались с провожающими педагоги-дошкольники самых различных направлений: воспитатели, заведующие детскими садами, инспектора, методисты, музыкальные работники, психологи, журналисты, красноярское телевидение, преподаватели Красноярского института повышения квалификации.
Главным украшением этой поездки были представители большой академической науки о дошкольном детстве, авторы признанных в детских садах России программ: «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Обновление и самообразование» - Е.Е. и Г.Е. Кравцовы, О.М. Дьяченко, Е.В. Соловьева, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова, Л.Ф. Обухова, Т.В. Тарунтаева, Е.Г. Самсонова.
«Не надо нас сравнивать, определять, кто лучше, кто хуже; мы все из одного гнезда, имя которому - Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук, который был создан Александром Владимировичем Запорожцем. Мы все его ученики».
Вероятно, именно эта фраза, высказанная Ольгой Михайловной Дьяченко, удивительно талантливым учёным, руководителем авторского коллектива программы «Развитие», позволила всем нам, участникам того форума, избежать размахивания друг перед другом своими программами с целью выяснения, кто же значимей.
...Кто же сегодня в стране возьмёт ответственность за науку о дошкольнике, кто защитит детей грамотно, научно обоснованно и так, чтобы это услышали?
А ведь у нас есть примеры, когда в сложные, смутные времена люди имели мужество не только создавать науку о дошкольном детстве, но и противостоять всяким посягательствам на детей. Таким человеком был создатель и первый директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР академик Александр Владимирович Запорожец.