Вопросы к самим себе
Образовательная программа детского сада - это не про «хорошо» или «плохо», «правильно» или «не правильно», это, наверное, прежде всего, про то, за что мы берём на себя ответственность.
Обилие программ, с одной стороны, вызывает интерес, с другой - настораживает, так как программы очень неравнозначные по качеству исполнения. Одни из них более понятны, знакомы, прошли экспертизу в Министерстве образования, рекомендованы к действию; выступления их авторов настраивают осваивать их в привычной логике «внедрения». Есть программы авторские, использование которых в своей практике часто имеет непредсказуемый результат. Ведь надо принять позицию автора, сравнить своё видение с видением автора - а это подчас нелегко. А перенесённый бездумно авторский замысел в нашем исполнении становится порой неузнаваемым.
Педагогические коллективы детских садов составляют и собственные программы развития. О чём они?
Если это о плане действий, более широком понимании планирования - то работа это явно нужная, полезная.
Если же писать такую программу для отчёта: «нам сказали - мы сделали» - это печально; столь нерационально используется время педагогов... Впрочем, такое можно пережить, и особого вреда для детей подобное сочинительство не представляет.
Но программа, составленная неграмотно с точки зрения возможностей детского возраста - это уже беда для детей, которых начинают «учить» тому, «формировать» то, что для детей противопоказано. А тут ещё подключаются управленцы: «Что у вас написано - надо реализовывать»...
Детство надо беречь - не бить, не оскорблять, не унижать.
Это о явном, с этим на публике все согласятся.
А тихо и беспардонно нагружать, обучать, «отслеживать» вопреки его логике развития и при этом говорить правильные слова о благе для ребёнка?
В этом плане ответственность наша перед детьми велика, и хочется ещё раз спросить: наше «громадьё» планов не навредит ли детям?
При разработке программы отбор знаний - один из наиболее сложных вопросов.
Во-первых, ему (ребёнку) зачем-то наша программа должна быть нужна.
Во-вторых, кажущаяся простота в отборе знаний, включённых в программу детского сада, на поверку оказывается невероятно сложным делом: ибо единственное сображение, которое следует принимать при отборе программ - закономерности детской психологии, которые преломляют в себе (по выражению Г.Г. Кравцова) «исторически накопленный обществом опыт, культуру, содержание общественного сознания... При такой проекции общественного опыта в программном содержании неизбежно проецируются и специфические моменты, входящие в предмет интересов серьёзной, фундаментальной детской психологии».
Вот этих-то моментов «психологизации» и не хватает в традиционных учебных программах. И совсем, зачастую, не находится места в программах, сочиняемых непосредственно в детских садах.
И если мы берёмся за составление программ для дошколят, хорошо бы спросить себя: «А умеем ли мы это делать?».