|
-
Интервью с Михаилом Георгиевичем Ивановым, бывшим учеником, затем - учителем знаменитой ленинградской физико-математической школы №239, а ныне - директором не менее известной физико-технической школы при ФТИ им. А.Иоффе.
-
Модель сельской маленькой удалённой школы, у которой все недостатки – преимущества На клубном интересе подростка вместе с ним хара-алданские учителя придумывают новые, только здесь существующие учебные предметы. Сегодня их может быть пять, завтра – шесть или семь, и это могут быть уже совершенно другие предметы, нежели те, что были вчера...
-
…Наша задача - угадать, пред-угадать, что действительно хочет ученик и что ему по-настоящему интересно. Не просто говорит «я хотел бы…», а подскакивает от радости, не верит своему счастью, не слышит звонка с урока. И строить всю «программу» от этого. А когда учитель считает, что надо что-то объяснить всем, он требует внимания и тишины. И начинается урок - но небольшой, на 5-10 минут. Это урок a posteori - урок по следам: детского интереса, возникающих проблем.
-
Открыть школу внешнему миру – учиться не только в четырех стенах, но и «в полях и лугах». Сделать так, чтобы труд ученика имел для него смысл и значение. Дать возможность детям на уроках общаться, говорить, двигаться. Больше работать руками: экспериментировать, мастерить… Говорить с ребенком на языке Сердца, а не алгоритмов и формул. Дать ребенку возможность самостоятельно познавать мир, совершая маленькие открытия на каждом уроке… Такова программа нашей школы…
-
Как перейти в общественной жизни от формулировок, сочиняемых по шаблону «надо, чтобы…» — к действиям, опирающимся на иную логику: «чтобы нечто получилось — надо...»? Авторы книги видят в такой задаче суть перехода с политического мышления на педагогическое. Речь идёт об отказе от веры в административные решения, от ожидания быстрых результатов насильственного внедрения новшеств — в пользу опыта взаимопонимания и взаимодействия по-разному живущих и думающих людей, честного внимания к условиям для позитивных перемен. Страницы книги убеждают в том, что такой переход насущно необходим в российской жизни и при всей его трудности всё-таки возможен. Книгу в бумажном виде можно приобрести в интернет-магазине "Лабиринт" - https://www.labirint.ru/books/641171/
-
Журнал «На путях к новой школе» 2001-2005: проект «На стороне подростка» 22 выпуска журнала за эти годы были посвящены подростковой педагогике. Не стоит подробно описывать проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, имеющие дело с подростками, как в школе, так и вне её стен. Чаще всего подростковый возраст - это время противоречий, раздирающих самого подростка и противопоставляющих его остальному миру. Прежде всего, миру взрослых. Взаимное непонимание порождает взаимное неприятие, взаимное неприятие выстраивает стену между двумя поколениями. Порой эта стена превращается в баррикаду. Но есть взрослые, которые находят в себе силы, желание, умение, перейти на другую сторону этой стены, НА СТОРОНУ ПОДРОСТКА, и начинают вместе с ребятами выстраивать свой мир, в котором взрослые и ребята - не враги, а друзья, вместе делающие общее дело, если и не абсолютно понимающие друга друга, то, по крайней мере, стремящиеся к пониманию, мир в котором только и может по-настоящему расти и взрослеть подросток. В этот период журнал выходил регулярно и был доступен по подписке. А статьи журнала выкладывались в интернете на сайте www.altruism.ru, созданном Михаилом Кордонским.
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). Педагогическая идеология конференции и журнала-сборника определилась следующими ключевыми понятиями: Дети, Игра, Наука, Стратегия опережения. Это означает, что: — рассуждая о будущем, мы пригласили к диалогу тех, кто в нем будет жить (т.е. детей); — задача педагогики — оказывать «гуманитарную помощь» другим наукам и делать это, опережая возникающие проблемы; — и наконец, чтобы быть великим, не обязательно быть только серьезным.
-
Как альтернативным школам (или же просто школам «не совсем таким, как все») удаётся взаимодействовать с окружающим миром: и ради открытости школы к партнёрству с другими организациями, и ради попытки помочь детям применять на практике то, что они изучают в школе, и ради взаимодействия подростков с окружающим миром? Помогает или мешает открытость? Как выживают педагогические практики в социальном пространстве? Статьи это выпуска журнала так или иначе связаны с таким кругом ключевых вопросов
-
Среди многих важных тем, поднимаемых в этой книге, одна приобретает сегодня особую актуальность: это дискуссия об обучении коллективном и индивидуальном, об их оптимальном соотношении. Вопрос о том, «должна ли школа учить или только контролировать?» - своеобразно переплетается с вопросом о коллективном и индивидуальном подходах к обучению. «Индивидуальное» звучит все чаще как синоним идеального. Теперь даже в официальных выступлениях чиновников можно услышать, что школа в современных условиях не должна ставить перед собой задачу учить детей – а лишь задачу способствовать их индивидуальному самообучению, а потом контролировать результат. Но так ли это? Попробуем расставить верные акценты.
-
В июне мы публиковали несколько глав из самой популярной книги для родителей в ХIХ веке. Заглянем в ещё одну главу, названную «Воспитание детей с шести до восьми лет». Что нового предлагали шестилетним детям заботливые родители полтораста лет тому назад?
« 1 2 3 4 (5) 6 7 8 ... 19 »
|