|
-
Педагогика из лженауки начинает превращаться в науку, когда в центре её внимания оказываются элементарные отношения, «атомы человеческого общения», простейшие, но важнейшие ситуации – гнетущие, опустошающие бессмысленностью или же, наоборот, просветляющие и воодушевляющие людей. Разбираясь в «элементарном строении» человеческих отношений, нам гораздо легче будет устанавливать закономерности, по которым такие «атомы» складываются в «молекулы», а молекулы cпонтанно составляют «доброкачественное вещество» учебной жизни
-
Среди многих важных тем, поднимаемых в этой книге, одна приобретает сегодня особую актуальность: это дискуссия об обучении коллективном и индивидуальном, об их оптимальном соотношении. Вопрос о том, «должна ли школа учить или только контролировать?» - своеобразно переплетается с вопросом о коллективном и индивидуальном подходах к обучению. «Индивидуальное» звучит все чаще как синоним идеального. Теперь даже в официальных выступлениях чиновников можно услышать, что школа в современных условиях не должна ставить перед собой задачу учить детей – а лишь задачу способствовать их индивидуальному самообучению, а потом контролировать результат. Но так ли это? Попробуем расставить верные акценты.
-
Дети, считавшиеся самыми подготовленными к школе, в средних классах оказывались самыми беспомощными. Почему? Выдающийся отечественный педагогический исследователь, создатель собственной дидактической системы Елена Васильевна Яновицкая много лет занималась прежде всего школьными проблемами. Но, желая разобраться в них, немалую часть своей биографии посвятила дошкольникам. Относительно короткий период адаптации ребёнка к детскому садику показался ей ключом к важнейшим сторонам будущей жизни растущего человека. И в те годы, когда понятие частной собственности было «антинародным», у каждого воспитанника в садике появилась личная собственность – и в группе, и на прогулочной территории.
-
За какие качества ценят наших детей в школе? Преимущественно - за академическое многознание, исполнительность, канцелярскую аккуратность, овладение формальной логикой и умением решать абстрактные упражнения с помощью подстановки известных алгоритмов. Такая система ценностей выталкивает за рамки школьной системы как раз то, что должно составлять её ядро. Школа не только не поддерживает, но всеми силами подавляет и радостный, увлечённый, в меру легкомысленный «дилетантский» подход к жизни - и чувство мастерства настоящего профессионала, ориентированного на ответственные практические свершения. При отсутствии ярких педагогов так и складывается двойное лицо безликой школы: школы бюрократического цинизма, формализма и приспособленчества для одних - и школы безделья, нигилизма, экстремизма для всех прочих. Может быть, стоит попробовать по-другому? Уважение к учительской профессии может расцветать именно на фоне ощутимого для всех сочетания и ответственного профессионализма, и «прекрасного дилетантизма» в мире общеобразовательных школ...
-
Сегодня в школе особенно не хватает мастерства. Прекрасный образ: школа, где мастерами могут быть дети. И все — дети и взрослые — друг друга чему-то учат. В этой книге предлагается неожиданный, но уже хорошо проверенный и проработанный путь к такой школе: четырёхдневные каникулярные программы для учеников начальной школы и старших дошкольников. Каникулярные программы объединяются единой темой, единым сюжетом и разными формами работ, которые ребята осваивают. Подобные программы могут быть организованы на базе любой обычной школы, любого детского сада или центра дополнительного образования. В книге представлен своего рода «конструктор» для каникулярных программ — и приведено более десятка конкретных примеров их проведения.
-
Задача представленного в этой книге курса природоведения — не только информировать ребёнка, но и сохранить, поддержать в нём умение и готовность общаться с природой не как с объектом, а как с другим «я», то есть уметь быть натуралистом. Ведь природоведение — это не сводка систематизированной информации, это — особый способ человеческого бытия, доступный взрослым и понятный детям. Эта книга важна и для учителей, и для родителей, и для воспитателей подготовительных групп детских садов, которые желают помочь своим детям сохранить неповторимый и любознательный взгляд на мир вокруг, желание задавать вопросы, самостоятельно объяснять различные природные явления, рисовать. А при этом — ещё и заложить те главные основы научно-познавательного мышления, которые пригодятся потом не только в начальной, но и в подростковой школе.
-
Игра «Журналист» зарекомендовала себя как одна из комплексных форм интенсивного дополнительного образования, как способ деятельного и вдумчивого знакомства старшеклассников с окружающим миром. Она эффективно развивает участников и в области предметной подготовки (совершенствование журналистских навыков, освоение литературных жанров), и в области социальных компетенций (коммуникабельность, взаимодействие в группе, способность быстрой оценки ситуации, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения), и в области лучшего понимания того, как устроен современный мир вокруг, и в сфере личностного самоопределения. Игра помогает учиться видеть в обычном и обыденном – удивительное и увлекательное, рассказывая об этом другим людям. В то же время такая игра может оказывать непосредственное влияние на местную жизнь, степень её открытости, общественный диалог в решении актуальных проблем. С её помощью устанавливаются более тесные связи между образованием и другими сферами общественной жизни в городе или регионе. Игру можно проводить, в частности, на базе школы, университета, организации дополнительного образования, редакций местных СМИ и органов местного самоуправления.
-
Несколько раз в год авторы этой книги - учителя небольшой частной школы - вместе со всеми своими учениками на целую учебную неделю выезжают на какую-нибудь загородную базу, выбирая в качестве организационной основы обучения тот или иной игровой сюжет, в качестве содержательной - то или иное определённое межпредметное понятие, а также то или иное предметное содержание, связанное с этим понятием и со школьной программой. Целую неделю без уроков, классов и звонков они посвящают одной теме, одной проблеме. Не одному предмету, а одному понятию, так или иначе представленному, проявленному в разных предметах (иногда совсем разных, иногда - из одного "предметного блока"). Об организации таких учебных занятий во всех подробностях и рассказывает эта книга.
-
Предисловие Михаила Эпштейна к книге Адольфа Феррьера рассматривает ценности движения «новых школ», заявленные в момент его зарождения на рубеже XIX-XX веков, в контексте последовавшей вековой истории альтернативного образования
-
Едва ли возможно установить четкие возрастные границы – день в году, после которого мальчик или девочка становится подростком. Но, тем не менее, эта метаморфоза происходит с каждым из детей. Ну а если ребята меняются, переходя из возраста в возраст, то логично предположить, что и школа, в которой они вынуждены проводить очень много времени, тоже должна как-то изменяться.
Какой быть школе, в которой учатся подростки, чтобы эта учеба соответствовала потребностям и возможностям возраста, как из обычной школы (с которой подростки обычно воюют) стать школой, помогающей развитию обычных подростков, – и в этом смысле стать школой необычной? С какими трудностями на этом пути встречается педагогический коллектив? Об этом размышляет Михаил Эпштейн, директор маленькой частной школы из Санкт-Петербурга, которая пытается изменить себя ради подрастающих ребят.
|