|
-
Так случилось, что несколько лет назад шестилетних детей на Украине обязали идти в школу. И вот в 2003 году такие первоклассники пришли и в харьковскую гимназию «Очаг». Записи о событиях одного года их учебной жизни и легли в основу этой книги о современных шестилетках. О том, насколько непохожи они на семилетних детей, насколько особенные требуются подходы к их обучению, насколько естественней для них дошкольные, а не классно-урочные формы образования. Книга Сергея Курганова будет особенно интересна для педагогов комплексов «Детский сад - начальная школа». Но она увлечёт и обычного учителя, и воспитателя старших дошкольников: ведь она показывает, как выглядят сегодня шестилетние дети в глазах внимательного педагога; что означает для них и как может быть организована их встреча с познанием, с грамотой, математикой, природой, друг с другом и со взрослым миром.
-
Анатолий Васильевич Бакушинский – крупнейший отечественный теоретик эстетического воспитания. Центральная фигура в художественно-педагогических исследованиях и разработках эпохи революции и двадцатых годов. Он впервые соединил в неразрывное целое проблематику современного искусствоведения, знания о развитии детского сознания и творчества, оригинальные исследования народного искусства и практику методических решений. После десятилетий замалчивания его наследие вновь встаёт в средоточие современных исследований и дискуссий; за именем Бакушинского закрепляется слава крупнейшего отечественного исследователя художественной педагогики. Законченная в 1925 году книга «Художественное творчество и воспитание» - его центральный педагогический труд.
-
Это книга о том, как взрослый и маленький человек могут ежедневно дарить радость и счастье друг другу, используя простые и вечные элементы быта и бытия. Автор показывает, насколько привычка жить в контакте с детьми и детством жизненно важна не только для маленьких, но и для самих взрослых. «Ведь человек, думающий о судьбах детства, может прокладывать своё собственное время через всеобщие уроки и уравнивающие обстоятельства. Он может пытаться привнести свои ценности в современную ситуацию, чуть меняя её к лучшему». Эта книга о тех средствах и таком понимании вещей, с помощью которых любой взрослый человек может найти контакт с любым маленьким человеком. Сюжеты книги обращены как к традициям семейной жизни – так, в не меньшей степени, к тому, что возможно включить как органичную составную часть в учебный процесс начальной школы и детского сада – к предметному и одухотворённому содержанию таких занятий, которые условно названы Т.В.Бабушкиной «уроками фантазии». Надеемся, что эта книга и порадует при первом чтении, и не раз послужит вам в жизни, уважаемый читатель.
-
В первом классе рисуют все, а в десятом, может быть, только один. Остальные считают, что это и не доступно и не нужно. Не в том ли проблема, что обучение рисованию опирается на освоение приемов создания «правильного» изображения, причем правильного с точки зрения взрослых? Такой подход никогда не позволял научить многих. А что если обучение искусству начинать с другого: с обнаружения не изобразительности, а выразительности рисунка, его способности воплощать собственные переживания? Тогда в обучении удается не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него. Перед вами книга для учителей, воспитателей и родителей, которая преображает наши представления о возможностях начального художественного образования.
-
В первые послереволюционные годы Валентина Николаевна со своими единомышленниками стремилась создать такое музыкальное воспитание, которое следовало бы не культурным вкусам и пожеланиям взрослых – а требованиям детской природы. Речь шла о том, как превратить музыку в важнейший эмоциональный фактор для становления такого детского коллектива, который способствовал бы универсальному творческому развитию каждого ребенка. О такой методике работы, которая не навязывалась бы детям, а чутко отзывалась бы на их воодушевление, удивление, радость… Эта книга Валентины Шацкой – в некотором смысле – первый кирпичик в то здание, которое можно было бы назвать «музыкой для всех детей». Именно Шацкая когда-то заложила и многие годы оберегала человекосообразную сторону в советской системе музыкально-эстетического воспитания, которую (в немалой степени благодаря её усилиям) не удалось до конца убить казенными регламентациями. Эта маленькая книга, дышащая жизнью музыки и жизнью детей, наверное, может заинтересовать любого человека, вне зависимости от его специальности.
-
Эта книга стала педагогическим бестселлером рубежа 80-х – 90-х годов. В книге описан многолетний опыт работы по проведению уроков-диалогов с учениками третьего-седьмого классов по природоведению, математике, истории, литературе. Показаны методические средства организации и проведения учебных диалогов, в которых ученики не только приобретают определённые знания, но и развивают способность к самостоятельной постановке новых проблем, осмыслению обсуждаемого материала с различных позиций, находящих свои культурно-исторические аналоги.
-
«В середине третьего класса наши ребята оказались способными выйти за пределы сложившихся форм учебной деятельности. Они создали три «малые группы» (две группы мальчиков и группу девочек, которые смогли, опираясь на чтение научно-популярной литературы, выстроить цикл уроков нового типа, «уроков-экспериментов», и продержать эту форму обучения достаточно долгое время…» Работа Сергея Юрьевича Курганова посвящена тому, какие учебные инициативы выдвигают ученики в последний год обучения в начальной школе, выражая своё стремление к более «взрослым» формам обучения. Как учителю предоставить возможность для выявления таких инициатив? Как можно оформить их в конструктивную общую работу? Как относиться к различным появляющимся учебным результатам? Главная гипотеза книги, которую выдвигает и последовательно иллюстрирует автор: «В подростковом возрасте содержанием образования может стать совместный поиск адекватного времени (и месту) содержания образования, осуществляемый детским учебным сообществом и профессиональным сообществом взрослых.
-
Физкультура для детей от 3 до 10 лет может быть посвящена не только тренировке исполнительских способностей ребёнка - но и превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть, послужить средством осознания себя и мира. Книга С.В. Реутского показывает, как взрослому организовать для детей разнообразнейший опыт двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах. И то, как этот опыт может сочетаться с самыми важными сторонами общего развития человеческой личности.
-
Книга продолжает рассказ об опыте диалогического обучения, начатый книгой Сергея Курганова “Шестилетние первоклассники”. Среди описываемой учебной работы второклассников – переводы английской поэзии на русский язык, освоение элементов античной математики, загадки числа и загадки природы.
-
Задача состоит в том, чтобы все дети обнаружили у себя качества действующего человека, ценили их, сохраняли, демонстрировали другим, чтобы последние могли действовать аналогично… Теперь ребёнок выполняет «учебное задание» уже не для взрослого, а от желания совместно действовать со своими товарищами. В это время он напряжённо внимателен к другим и к качеству своей работы. В этом и состоит переход знаний и умений от одного ребёнка к другому.
|