|
-
Это книга о том, как взрослый и маленький человек могут ежедневно дарить радость и счастье друг другу, используя простые и вечные элементы быта и бытия. Автор показывает, насколько привычка жить в контакте с детьми и детством жизненно важна не только для маленьких, но и для самих взрослых. «Ведь человек, думающий о судьбах детства, может прокладывать своё собственное время через всеобщие уроки и уравнивающие обстоятельства. Он может пытаться привнести свои ценности в современную ситуацию, чуть меняя её к лучшему». Эта книга о тех средствах и таком понимании вещей, с помощью которых любой взрослый человек может найти контакт с любым маленьким человеком. Сюжеты книги обращены как к традициям семейной жизни – так, в не меньшей степени, к тому, что возможно включить как органичную составную часть в учебный процесс начальной школы и детского сада – к предметному и одухотворённому содержанию таких занятий, которые условно названы Т.В.Бабушкиной «уроками фантазии». Надеемся, что эта книга и порадует при первом чтении, и не раз послужит вам в жизни, уважаемый читатель.
-
В этой книге коротко представлена система педагогической работы, складывавшуюся почти полстолетия, но описанную и представленную в книге лишь недавно. Совсем по-другому, чем Шаталов или Иванов, Шулешко или Амонашвили отвечают авторы книги на главные вопросы педагогики сотрудничества: как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из детей и учителей чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от совместной работы. Но суть и масштаб их работы созвучны важнейшим открытиям школьной истории; они еще раз обнадеживают нас тем богатством возможностей, которые оставляет старшее поколение педагогов-исследователей.
-
Если допустить, что каждый человек развивается в соответствии с некими внутренними, лишь отчасти осознаваемыми потребностями (их можно назвать миссией, данной человеку при рождении, генетической программой, личностным идеалом и т.д.) – то возникает и чувство того, что взрослый может либо помочь, либо помешать ребёнку найти себя. Как сохранить целостный образ мира в сознании ребёнка, если он постоянно изменяется? Как дать ребёнку почувствовать, что эмоции, им пережитые, его интересы, поиск решения возникшей проблемы – достойны уважения? Как дать ему опыт ценностного отношения к себе и другим, опыт коммуникации, позволяющей взаимодействовать, сохраняя в неприкосновенности своё индивидуальное пространство?
-
Настоящий глоссарий (терминологический словарь) раскрывает содержание основных понятий, используемых в концепции социокультурной модернизации и социокультурном подходе к организации и развитию системы образования. Его задача – помочь взаимопониманию и коммуникации участников обсуждения данной проблематики, педагогов, ученых, управленцев, разработчиков первой в стране региональной программы социокультурной модернизации образования. Вводятся в оборот некоторые новые понятия, до настоящего времени не употреблявшиеся в этом качестве в научной литературе и терминологических словарях («социокультурная модернизация образования», «жизнеспособная школа», «образовательная экспедиция и образовательная ярмарка как социокультурные технологии» и др.). Данный вариант глоссария является рабочим и будет корректироваться и дополняться в процессе обсуждения и практической деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный подход к проектированию и развитию территориально-региональных образовательных систем», проект №10-06-01199а
-
Социокультурное измерение является не дополнительной, а одной из основных, фундаментальных характеристик образовательных процессов. Инновации в образовании могут быть продуктивными лишь в том случае, если проектируются и осуществляются в контексте социокультурной действительности.
-
В первом классе рисуют все, а в десятом, может быть, только один. Остальные считают, что это и не доступно и не нужно. Не в том ли проблема, что обучение рисованию опирается на освоение приемов создания «правильного» изображения, причем правильного с точки зрения взрослых? Такой подход никогда не позволял научить многих. А что если обучение искусству начинать с другого: с обнаружения не изобразительности, а выразительности рисунка, его способности воплощать собственные переживания? Тогда в обучении удается не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него. Перед вами книга для учителей, воспитателей и родителей, которая преображает наши представления о возможностях начального художественного образования.
|