Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга

Бём И., Шнейдер Й. Перспективы проектов продуктивного учения в Берлине


Продуктивное учение - это новый путь достижения образова¬тельных целей, в соответствии со своими методами:
• выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
• самоорганизацией своего образовательного процесса;
• участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче¬ском уровне опыта деятельности;
• анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея¬тельности.

Доклад 5.

Бём И., Шнейдер Й.

Перспективы проектов продуктивного учения в Берлине

 
 
Развитие продуктивного учения в школах Берлина: концепция и опыт. Берлинская сеть продуктивных школ и проектов (PLEBS) с 2000-2001гг. работает на основе рамочной Программы продуктивно­го учения в берлинских школах, IPLEсовместно с учителями экспериментальных школ и принятой на го­родском уровне. (В 1983 г. была учреждена «Школа-как-город Берлин», по аналогии с действующей в США «Школой-как-город Нью-Йорк». В 1990 г. в Берлине состоялась международная конференция «Учение через активное действие», заложившая основы IPLE. В 2000 г. берлинская сеть включала уже 12 школ-участниц, в настоящее время в Берлине действует 16 проектов). разработанной сотрудниками
 
Согласно Программе подростки вместе с сертифи­катами об образовании получают разносторонний практический и производственный опыт, у них формируются многие универсаль­ные компетентности и опыт продуктивной деятельности, что необ­ходимо в современной жизни (см. Приложение «Продуктивное уче­ние в школах Берлина» в конце статьи).
Концепция продуктивного учения, принятая в PLEBS, основы­вается на общих целях среднего образования и целях развития потен­циала каждого учащегося, его независимости и самоуважения. Шко­ла ответственна за обеспечение развития каждого ученика, она долж­на принимать во внимание его таланты, способности, желание учить­ся, а также уровень психического, социального, эмоционального и интеллектуального развития. Особого внимания требуют учащиеся, обладающие специальными способностями, а также со­циально дезадаптированные и с особенностями развития (с ограни­ченными возможностями). Школа должна создать условия для инди­видуального роста каждого из них, развить в каждом способности: принимать решения, взаимодействовать, сотрудничать с разными людьми и ответственно действовать в социальной, культурной, эко­номической и профессиональной среде.
 
Продуктивное учение - это новый путь достижения образова­тельных целей, в соответствии со своими методами:
    выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
    самоорганизацией своего образовательного процесса;
    участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче­ском уровне опыта деятельности;
    анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея­тельности.
 
Продуктивная деятельность при таком подходе становится и непосредственной задачей образования, и его итогом. Учёба, инте­грированная в практическую деятельность, адекватна индивидуаль­ным интересам учащихся. Каждый из них, находясь в реальной жиз­ненной ситуации и конкретном трудовом процессе, осмысливает предметные знания через собственный опыт. Связь между учебой и практической деятельностью - жизненно необходимая предпо­сылка и основа мотивации, норма обеспечения образовательного процесса и развития ключевых компетенций.
 
Одна из них - научиться учиться. Учащиеся практически раз­вивают способности добывать, использовать информацию в целях обеспечения деятельности и теоретически осмысливать эти процес­сы. На это направлена помощь учителей, наставников на местах ра­боты и группы сверстников-участников проекта.
 
Методология продуктивного учения обеспечивается следующи­ми факторами:
    индивидуальное самостоятельное и мотивированное учение на основе индивидуального плана;
    индивидуальное консультирование учащегося (или в составе малой группы), поддержка (guidance) - в среднем 2-2,3 часа в неде­лю педагогического общения с каждым учащимся; как минимум два педагога работают с группой полный день;
   учение в социальной ситуации реальной жизни (каждый три­местр - новая практика на новом рабочем месте при поддержке ма­стера-наставника);
   учебные мастерские (workshops), помогающие выстраивать учёбу в ходе практики на реальных рабочих местах и обеспечиваю­щие подготовку завершающих образовательных отчётов за каждый триместр;
   групповая работа (еженедельное совместное осмысление практики и учебы, взаимная поддержка и психологическая взаимо­помощь участников проекта);
   интернациональные формы учёбы и кооперации на основе контактов и молодежного обмена между продуктивными школами и проектами в Международной сети (INEPS), подготовка к жизнедеятельности в интернациональной среде;
   социальная работа, помощь в решении персональных про­блем учащихся, если подростками заявлена такая потребность;
   взаимодействие и работа с родителями, привлечение родите­лей в качестве наставников на местах работы учащихся.
В разработанных Институтом разнообразных методических ма­териалах выделены три главные образовательные цели продуктивно­го учения и три фактора образования:
 
ЦЕЛИ:
Содержательное исследование мест практики продуктивного учения.
Продуктивная деятельность на местах практики.
Осмысление (рефлексия) продуктивной деятельности.
 
ФАКТОРЫ (в соответствии каждой цели):
Самостоятельная учеба ученика согласно индивидуальному плану.
Практические ситуации реальной жизни.
Социальные и культурные традиции.
 
Учебный план (30 часов в неделю) строится в расчете на дости­жение целей и складывается из следующих модулей:
«Учение на месте практике»: 17 часов,
«Работа в коммуникативной группе» (рефлексия): 5 часов,
«Немецкий язык в продуктивном учении»: два часа и более,
«Английский язык в продуктивном учении»: два часа,
 
«Математика в продуктивном учении»: два часа,
«Природа и технология», «Общество и экономика»: по четы­ре часа и более.
 
Каждое из направлений учебного плана имеет следующие бло­ки, раскрывающие способы обеспечения продуктивного обучения:
   общие и частные цели образования,
   конкретные учебные темы,
   соответствующие методы и способы,
   критерии оценивания
   стандарты для трех уровней сертификатов, получаемых в за­висимости от достижений учащихся.
 
Однако, если традиционная школа строит свои стандарты на основе знания предметного содержания, то продуктивное учение оп­ределяет их в терминах деятельностных компетенций, а также техдействий, которые необходимы в реальных жизненных ситуациях, т.е. в терминах продуктивной деятельности.
 
Построение учащимися связей между практическими проблемамии учебными областями. Предметно-дисциплинарная ориентация тра­диционного обучения, как правило, не дает учащемуся понимания того, для чего нужны те или иные знания и как можно их применить в тех или иных обстоятельствах.
Отличительное качество продуктивного учения - определение роли знания и его конкретное применение, решение практических задач, возникающих на рабочем месте - что можно показать на при­мере математики.
 
Решение практических задач рассматривается как образова­тельная парадигма, суть которой состоит в том, что учащийся дейст­вует не в теоретическом поле и не на основе заданного учителем ал­горитма, а на основе собственного анализа производственной ситуа­ции, собственного определения проблемы, поиска средств, интер­претации результатов и овладения математическим инструментари­ем. Учащийся сам определяет формы вычислений, практически нуж­ных в данной образовательно-производственной ситуации, строит графики и диаграммы на основе найденного знания из алгебры, гео­метрии, статистики и др. Каждое такое решение становится для уча­щегося мотивированным и осмысленным.
Это делает принципиально важной работу учителя и учащегося над составлением и обеспечением индивидуального учебного плана. Определяя рамки продуктивного учения, педагоги и учащиеся следят за тем, чтобы планы одновременно соответствовали стандартам об­разования и целям продуктивного учения (его образовательным це­лям и образовательным ситуациям). Это позволяет объективно оце­нивать результаты образовательной и практической деятельности учащихся, однако главным образом оценивание основывается на са­мооценке учащихся.
 
Обеспечение продуктивного учения, деятельности и их рефлексии. В рамочной Программе продуктивного учения в берлинских школах зна­чительное место отводится определению и обеспечению самостоя­тельной продуктивной деятельности учащихся. При этом подчерки­вается, что продуктивной является та учеба и деятельность, которые осуществляются самостоятельно и отвечают его интересам, и при ко­торых приниматься самостоятельные решения. Учащийся должен проанализировать условия деятельности, подготовиться к действию, осуществить его, оценить результаты и сделать заключение о резуль­татах. Рефлексия также содержит определенные этапы: учащийся со­относит свои практические действия с конкретным человеком, об­ществом, культурой и специальными целями. Определяемые кон­цепцией двенадцать образовательных целей фиксируются в каждом индивидуальном плане.
Продуктивное учение в берлинских школах, участвующих в проектах, начинается после окончания учащимися восьмого клас­са. Проекты открыты для всех, кто хочет учиться дальше на основе деятельностного, опытного подхода, а также для тех, что хочет быть более самостоятельным, или тех, кто вошел в конфликт со школой, или успешен менее других. Учащиеся, желающие присоединиться к продуктивному проекту, заявляют об этом в своих школах и педаго­ги совместно с ними рассматривают вопрос о возможности продук­тивного учения для данного ученика. После шести недель подгото­вительного периода директор решает вопрос окончательно. В итоге заявители могут вернуться в старую школу или остаться в новой.
 
Педагоги продуктивного обучения имеет дополнительную, под­твержденную сертификатом, квалификацию, полученную в итоге двухгодичного дополнительного образования без отрыва от своей ра­боты (специальные обучающие семинары организуются IPLE).
Развитие новых педагогических компетенций требует периоди­ческих тренингов. В продуктивной школе или проекте педагоги не работают как традиционные учителя-предметники. Взаимодействие педагогов и учащихся направлено на развитие их интересов и продуктивных компетенций. Предпосылкой служит добровольное учас­тие в проекте.
 
Педагоги значительно расширяют свою роль - они становятся наставниками и советниками (educational advisers and learning guides), обеспечивая реализацию концепции, методологии и программу про­дуктивного учения. Они поддерживают учащихся и создают продук­тивные ситуации их саморазвития в школе и местах практики.
 
Продуктивное учение оценивается в баллах - всего до 30-ти в неделю (хорошо - один балл, удовлетворительно - полбалла, не выполнено - ноль):
 
учение на практике - до 17-ти балов:
 практическая деятельность - до 4-х,
 обеспечение связи практики и продуктивного учения - до 4-х,
 независимая продуктивная задача - до 4-х,
 отчетная документация об учебе на практике - до 5-ти;
 
   участие в коммуникативной группе - до 5-ти,
   различные области учения в школе - до 8-ми.
 
Важное условие оценивания - развернутый содержательный образовательный отчет учащегося по каждому месту практики. Отчет и количество баллов в триместр (45-90 баллов) в 6-9 модулях дает право на определенный уровень сертификата.
 
Программа учебы и повышения квалификации педагогов содер­жит несколько компонентов:
   вовлечение учителей в продуктивные проекты и дальнейшее развитие проектов,
   подготовка Институтом методических материалов,
   организация заочного курса на основе методических материа­лов и текстов, которые готовятся учителями на основе их анализа пе­дагогических прецедентов и новых задач,
   организация для учителей по их заявке проектного семинара (160 часов), включая четыре 20-часовых семинара в Берлине - Ин­ститут выдает сертификат об участии в программе после 18 месяцев работы в проекте, письменного анализа по меньшей мере половины указанных в Методических письмах задач продуктивного учения, а также по итогам участия в международных мероприятиях,
• организация двух ежегодных международных мероприятий (Конгресса INEPS и семинара IPLE).
 
IPLE оказывает учителям академическую помощь и поддержку в целях развития проекта на основе кооперации.
 
Развитие сети продуктивных школ и проектов в Германии. После девятилетнего развития в Берлине сети продуктивных школ была принята рамочная Концепция продуктивного учения в берлинских шко­лах, которую официально поддержал министр образования. С 2006-2007 гг. деятельность Института получила финансовую поддержку из бюджета Берлина.
Развитие продуктивных проектов официально поддерживается и в федеральных землях. Так, в одной из школ Лейпцига организова­на группа продуктивного учения. В Саксонии-Анхальт, вслед за «первым поколением» из семи школ, начали реализовываться про­дуктивные проекты ещё в четырнадцати школах. Шесть продуктив­ных проектов стартует в средних школах в земле Мекленбург-Ворпоммерн. В Тюрингии шесть школ включились в продуктивное уче­ние. Несомненно, это - достижение в развитии продуктивного уче­ния в Германии.
Наши национальные задачи мы видим в укреплении позиций продуктивных школ и проектов, в разработке более подробных про­грамм и методических материалов. Будет расширена команда, ведущая научные исследования. Мы будем развивать сеть продуктивных школ и проектов с тем, чтобы обеспечить новое направление образования, соответствующее современным интересам и потребностям молодежи.
 
Программа деятельности Международной сети продуктивных школ и проектов (INEPS) предполагает организацию деятельности по нескольким направлениям:
   ежегодные конгрессы,
   молодежные конгрессы,
   консультирование и тренинги учителей,
   развитие поддержки общих модулей и методов работы,
   программы обмена педагогов и учащихся,
   исследовательские проекты и издание книг, журналов и методических материалов,
   новые проекты продуктивного учения,
   обеспечение и поддержка веб-сайта.
 
Сегодня INEPS- международная ассоциация, объединившая 64 коллективных проекта и индивидуальных членов в 19-ти странах.
Все участники движения постоянно обмениваются опытом, про­граммами, разработками. Несмотря на разнообразие культурных особенностей, они поддерживают идею самостоятельного учения че­рез деятельность и опыт. Продуктивные проекты и школы вносят свой вклад в преодоление европейских границ, не подавляя при этом культурную идентичность.
В 2007 г. изданы материалы 18-го Конгресса (Вернигедоре, Гер­мания), организованы 19-й Конгресс (Печ, Венгрия), молодежные конгрессы в Суомеплине и Таллине, встреча членов INEPS скандинавских стран.
 
Роль ежегодных Конгрессов и семинаров INEPS. Каждый Кон­гресс и семинар показывают, как можно использовать методику про­дуктивного учения в различных учебных ситуациях и на разных уров­нях образования. Каждый Конгресс и семинар помогает включить в наше движение новых педагогов.
В 2005 г. в Москве состоялся 17-й Конгресс «Продуктивное уче­ние и демократизация школы», который объединил российских пе­дагогов, заинтересованных в осуществление идей продуктивной школы в практике образования. Такой же процесс Институт начина­ет и в странах Балтии. Первый Балтийский семинар был проведен в Риге, второй - в Берлине. Балтийские коллеги теперь включены в европейские программы.
В мае 2006г. в Вернигероде (Германия) состоялся очередной, 18-й Конгресс международной сети продуктивных школ и проек­тов (ШЕР5). Как обычно он был посвящен одной из проблем, ак­туальной для принимающей страны. На этот раз сессии, семина­ры, мастерские были посвящены поискам ответов на вопрос «Про­дуктивное учение: образовательный подход для всех?». На этот акту­альный вопрос отвечали не только учителя и учащиеся школы, на базе которой проводился конгресс, но все его участники из раз­ных стран.
Где бы проекты продуктивного учения ни начинались, они были ориентированы на тех учащихся, которые, как казалось, по­теряны для официальной системы среднего образования. В боль­шинстве случаев школы и администрация присоединялись к про­дуктивным проектам и начинали использовать методы продук­тивного учения только потому, что они не видели другого способа вернуть «потерянных учащихся» в обра­зование.
 
Но продуктивное учение - нечто гораздо большее, чем послед­ний шанс для «неуспевающих». Это - альтернативный путь для обра­зования в условиях изменяющегося мира, где:
- объём знания стал «переизбыточным»;
- информационные сети и компьютеры заменяют преподава­ние;
- для работы требуются новые компетенции и способности;
- однонаправленная коммуникация отвергается и т.д.
 
Учащиеся стремятся участвовать в принятии решений относи­тельно того, что и как они учат. Учителя становятся всё больше и больше их помощниками в преодолении противоречий между тра­диционным обучением, потребностями учащихся и требованиями общества.
Вот почему продуктивное учение - как и другие современные способы учёбы и обучения - может использоваться всеми учащими­ся, кто хочет учиться на основе иных методов, чем те, что существуют в классно-урочной системе. Продуктивное учение может использо­ваться на всех образовательных уровнях - начиная от детского сада до университета. Этот вывод сделан на основе опыта, доказавшего свою эффективность. На 18-м Конгрессе мы рассмотрели аргументы все «за» использование методики продуктивного учения на различных этапах образования.
В рамках конгрессов, как обычно, действуют семинары и тре­нинги-мастерские. Расскажем о некоторых семинарах 18-го Кон­гресса.
 
Семинар «Как создавать продуктивные проекты?» специально организован для тех, кто заинтересован в использовании нашей ме­тодики и инициирует проект в своем регионе. Сначала участники разделились на творческие группы с тем, чтобы определить ситуа­цию и потребности всех участников. Совместно были сформулиро­ваны вопросы: в каких условиях вы будете начинать и развивать про­ект? Что и как вы хотите изменить? Что уже сделано и насколько ус­пешно? Какими могут (должны) быть следующие шаги? Какие пре­пятствия вы ожидаете? Обсуждавшиеся вопросы затем систематизи­руются.
На семинаре обсуждался опыт педагогов Германии, Болгарии, Чехии, Швеции по развитию продуктивного учения в школах и вне школ. Участники пришли к выводу, что при организации проекта на­до определить условия его внедрения, содержание программы и учебный план, средства преодоления административных преград и объективных/субъективных трудностей, кадровое и финансовое Обеспечение.
Семинар «Возможности развития продуктивного учения». Участ­ники отметили, что во многих европейских странах растет потреб­ность в продуктивном учении. Общественность и администрация школ понимает его действенность в решении проблем молодежи групп риска и тех, кто бросает школу (кого школа «выталкивает»). В Германии в настоящее время уже активно развивается более 50 проектов, и этот процесс будет продолжаться. Участвуя в реформах Hauptschule в Берлине, IPLE, как носитель know-how, может предло­жить соответствующий способ решения проблем молодежи групп риска: развития учебной деятельности на основе практики и профес­сиональной ориентации. Но возможности методики продуктивного учения значительно шире: они позволяет вовлечь в инновационные образовательные процессы гораздо больше учащихся, создать более приемлемые условия общественного и экономического развития и сделать реформу действенной. Однако есть опасность того, что проекты продуктивного учения будут направлены только на тех, кто бросил учёбу. На семинаре обсуждались вопросы: как можно достичь цели продуктивного учения в условиях традиционной экзаменаци­онной/тестовой системы; как получить необходимое качество обра­зования и сохранить дух продуктивного учения; какова роль INEPS в распространении и развитии методики продуктивного учения.
 
Семинар «Продуктивное учение как приключение» представил сво­им участникам продуктивное учение как реальное пространство, в ко­тором каждый может увидеть и понять, что значит быть на практике ав­тором собственного образовательного маршрута. Пространство семина­ра - это выставка достижений наиболее успешных учащихся. За осно­ву были взяты три составляющих продуктивного учения: личность - культура - жизнедеятельность. Инсталляция раскрывала разнообра­зие форм деятельности участников проектов и их изменения в изменя­ющейся практике, показывая историю человека и человека в истории.
 
Экспозиция выставки включала:
 биографические тексты об учащихся,
 высказывания их учителей и родителей,
 заметки о прежних школах и об учёбе в традиционных усло­виях,
 фоторепортажи о новых условиях учебы и местах работы,
 краткую информацию об истории, содержании, обеспечении продуктивного проекта в целом,
 индивидуальные образовательные продукты,
 документацию об успехах учащегося в продуктивном проекте самооценки и рефлексию,
 заключения и содержательные оценки педагогов, наставников, родителей (в том числе анализ конфликтов, решения проблем выбора, динамику самоуважения и др.).
 
Семинар «Изобретаем школу». Участники рассматривали возможность проектирования школы в малом городе (где население составляет 10 тыс. чел., из которых примерно 7% - иммигранты из разных стран Европы).
«Педагогическая архитектура» строилась на трех основаниях:
1.     Основы учебного плана и программ (ценности, миссия, предвидение, цели);
2.     Инфраструктура (состав учащихся и педагогов, организа­ция, база, среда);
3.     Педагогические средства и методы (организация учебного года, организация групп, учебные стили, поддержка особых потреб­ностей, предметы и учебная среда, кооперация в школьном сообществе, кооперация с родителями и семьей, кооперация с другими об­разовательными учреждениями).
Обсуждение подобных возможностей помогло участникам глубже понять потребности инновационной деятельности в их собст­венных школах и задачи продуктивных проектов.
 
Успехи международных проектов. Получил дальнейшее раз­витие известный проект Школы им. Ивана Вазова в Бургасе (Болгария): Петко Иванов и Руссин Бориславов организовали се­минар по продуктивному учению, на котором Институт (IPLE) представил доклад о философии продуктивного учения и опыте международного развития сети. Семинар способствовал появле­нию в Бургасе новых проектов. Принято также официальное ре­шение о поддержке деятельности сети продуктивных школ в го­роде. Вице-мэр Бургаса Марисия Любчева избрана в националь­ный парламент Болгарии и, как она заявила, будет стараться осу­ществить в стране Программу продуктивного учения, которая уже разрабатывается.
 
Проект EUROPLESocrates»). В августе 2006 г. девять организа­ций начали осуществлять совместный проект EUROPLE. Он был инициирован нашим финским коллегой из ОРЕКО Джусси Кахара. Цель проекта - осуществлять курсы повышения квалификации для педагогов продуктивных школ и проектов, а также расширить рабо­ту по продуктивному учению в сфере общего, профессионального и дополнительного образования. В семинаре EUROPLE, помимо на­ших постоянных членов, участвовали и новые коллеги из Румынии, Мальты, Италии, Греции.
 
19-й Конгресс в Пече (Венгрия, апрель, 2007). Не случайна тема Конгресса: «Включенное образование и продуктивное учение». Для современного соци­ума характерны социокультурные, экономические и образователь­ные формы исключения молодежи из активной жизни. Это начина­ется в школе, где преподается одна и та же программа и дается одна сумма знания для разных учащихся, хотя общеизвестно, что все име­ют разные способности, интересы и потребности и что программа осваивается не всеми, что часто ведёт к селекции и вытеснению из школы разных групп учащихся. В противовес традиционному обуче­нию продуктивное учение адресовано действительно всем и каждом, поскольку основано наличном опыте и интересе каждого учащегося, включает изучение школьных предметов в его реальную активную деятельность, несмотря на различия в образовательном уровне, куль­турных традициях, социальном статусе групп и на индивидуальные особенности.
Благодаря расширению движения продуктивных школ стано­вится все больше педагогов, учащихся, родителей, администраторов, политиков, понимающих, что продуктивное учение в сравнении с традиционным обучением может рассматриваться как направление образования и образовательная программа, более эффективные и сооб­разные потребностям молодых людей в самоопределении и самореали­зации в реальной деятельности.
 
Перевод с англ. Н.Крыловой
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
mikhail
Отправлено: 2007/12/19 0:12  Обновлено: 2007/12/19 0:12
Модератор
Дата регистрации: 2006/9/8
От:
Сообщений: 45
 Re: Бём И., Шнейдер Й. Перспективы проектов продуктивного...
Любопытно, а в России есть какие-то живые адреса (школы, внешкольные центры...), кроме всем известной "школы Тубельского", где эта логика работает в более-менее развернутом виде?

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?