Содержание
Литературная жизнь в четвёртом классе
Программа 4 класса построена почти исключительно на литературном материале и базируется на образовательных наработках первых трёх лет обучения.
Так знакомство с жанром басни происходит на фоне хорошо знакомого во всей сложности и многообразии жанровых разновидностей сказочного жанра; работа с переводными авторскими произведениями опирается на опыт учащихся, приобретенный в ходе занятий, построенных на материале переводных фольклорных произведений; сравнительное чтение сказок Лофтинга и Чуковского базируется на навыках, приобретенных в процессе работы над книгами Коллоди - Толстого; чтение романа Ю. Олеши «Три толстяка», «заряженное» образовательными задачами, становится продуктивным для школьников, уже знакомых с жанровыми особенностями романа-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
На новом этапе обучение происходит углубление и развитие детского опыта и представлений, связанных с уже освоенными явлениями художественной словесности и литературного быта.
Общая проблематика уроков литературного чтения в 4 классе - авторская (и шире человеческая) индивидуальность(индивидуальный неповторимый взгляд на мир, но также уникальная неповторимая манера письма).
В центр внимания все чаще попадает индивидуальный мир литературных героев, становящийся все более неоднозначным по мере взросления наших учеников и усложнения литературного материала.
Такая образовательная установка согласуется с интересом к читательским индивидуальностям учащихся, которые все сильнее заявляют себя разнообразием читательских интерпретаций, а также особыми читательскими предпочтениями и несовпадающими читательскими репертуарами.
В силу того, что к середине 4 класса навыковые трудности в целом оказываются преодоленными, характер учебного материала для уроков литературного образования по степени сложности и актуальности для учащихся приближается к характеру учебного материала для уроков формирования читательских позиций.
К концу 4 класса происходит постепенное сглаживание принципиальных различий между этими типами уроков и существенное сближение линий литературного образования и читательской деятельности. Не случайно линия литературного образования и формирования читательских позиций завершаются произведениями одного автора, Юрия Коваля, одинаково актуальными и в аспекте литературного образования, и формирования читательских позиций.
Подзаголовки