Уроки формирования читательских позиций
Уроки формирования читательских позиций
Как и на уроках литературного образования, на уроках формирования читательских позиций в центр внимания попадает писательская индивидуальность (индивидуальный взгляд на мир и индивидуальная манера письма).
Не случаен в этом смысле сам выбор авторов - Ю. Олеша и Ю. Коваль, подлинные обладатели неповторимых художественных миров. Медленное чтение романа Ю. Олеши «Три толстяка» и сказочной повести Ю. Коваля «Недопесок», сопровождаемое читательскими диалогами и «заряженное» образовательными установками - настоящая кульминация уроков начального литературного чтения.
На этом этапе значительное месте в системе письменных творческих работ занимают аналитические работы и работы по читательским впечатлениям.
Учебный материал:
а) роман Ю. Олеши «Три толстяка»;
б) сказочная повесть Ю. Коваля «Недопесок».
Учебная деятельность организуется по рабочим тетрадям «Тайны и превращения чудесной куклы» и «Небесный охотник Орион».
Типы учебных заданий:
- анализ (интерпретация) отдельных глав, фрагментов и произведений в целом в опоре на предыдущий учебный опыт;
- сопоставление собственных читательских впечатлений с впечатлениями одноклассников, а также учителя, критиков-профессионалов и других авторитетных взрослых;
- критика неадекватных читательских реакций (через проверку текстом);
- прогнозирование развития сюжета по содержанию, названию книги и отдельных глав, предисловию, эпилогу;
- устное сочинение и обсуждение «ненаписанных глав» (в местах разрыва условной художественной реальности);
- критика и восстановление деформированных участков текста (по заданиям рабочих тетрадей);
- письменные творческие работы художественного, аналитического и рефлексивного характера; работы по читательским впечатлениям;
- иллюстрирование (в том числе метафорических образов); рисование карикатур;
- драматизация;
- создание замыслов спектаклей по фрагментам произведений;
- составление календаря (наблюдения над художественным временем);
- работа с картой (анализ художественного пространства);
- знакомство с биографическими материалами, а также с материалами воспоминаний, дневников, переписки;
- организация книжных выставок, посвященных одной книге («Три толстяка», «Недопесок»): разные издания, разные иллюстраторы, портреты и фотоматериалы, фрагменты воспоминаний и др.
Подзаголовки