|
-
Так случилось, что несколько лет назад шестилетних детей на Украине обязали идти в школу. И вот в 2003 году такие первоклассники пришли и в харьковскую гимназию «Очаг». Записи о событиях одного года их учебной жизни и легли в основу этой книги о современных шестилетках. О том, насколько непохожи они на семилетних детей, насколько особенные требуются подходы к их обучению, насколько естественней для них дошкольные, а не классно-урочные формы образования. Книга Сергея Курганова будет особенно интересна для педагогов комплексов «Детский сад - начальная школа». Но она увлечёт и обычного учителя, и воспитателя старших дошкольников: ведь она показывает, как выглядят сегодня шестилетние дети в глазах внимательного педагога; что означает для них и как может быть организована их встреча с познанием, с грамотой, математикой, природой, друг с другом и со взрослым миром.
-
«В середине третьего класса наши ребята оказались способными выйти за пределы сложившихся форм учебной деятельности. Они создали три «малые группы» (две группы мальчиков и группу девочек, которые смогли, опираясь на чтение научно-популярной литературы, выстроить цикл уроков нового типа, «уроков-экспериментов», и продержать эту форму обучения достаточно долгое время…» Работа Сергея Юрьевича Курганова посвящена тому, какие учебные инициативы выдвигают ученики в последний год обучения в начальной школе, выражая своё стремление к более «взрослым» формам обучения. Как учителю предоставить возможность для выявления таких инициатив? Как можно оформить их в конструктивную общую работу? Как относиться к различным появляющимся учебным результатам? Главная гипотеза книги, которую выдвигает и последовательно иллюстрирует автор: «В подростковом возрасте содержанием образования может стать совместный поиск адекватного времени (и месту) содержания образования, осуществляемый детским учебным сообществом и профессиональным сообществом взрослых.
-
Эта книга стала педагогическим бестселлером рубежа 80-х – 90-х годов. В книге описан многолетний опыт работы по проведению уроков-диалогов с учениками третьего-седьмого классов по природоведению, математике, истории, литературе. Показаны методические средства организации и проведения учебных диалогов, в которых ученики не только приобретают определённые знания, но и развивают способность к самостоятельной постановке новых проблем, осмыслению обсуждаемого материала с различных позиций, находящих свои культурно-исторические аналоги.
-
Отнесение этих уроков к ДИАЛОГАМ может вызвать некоторое недоумение. Первоклассники здесь не спорили друг с другом. Занимаясь загадками физики, они оказывались в большей степени «озагадоченными» предметом (тяготением, притяжением, падением, пространством, протяжённостью, силой, строением «материи», её «вихревой» природой и т.д.), чем спорами о том, чья из теорий - своя или одноклассника - более точно описывает, «схватывает» явление природы. Важно, что теории учёных «легли рядом» с теориями детей. Получалось, что Аристотель, Декарт и Ньютон «мучаются» теми же вопросами, что и дети. Энергия обучения была сконцентрирована прежде всего на ПОНИМАНИИ ТЕОРИИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
-
Задачи системы образования не только в том, чтобы обучить ученика основам технологии и культуры, но и в создании моста между интимным миром ребёнка и публичным миром общества с целью гармоничного баланса между ними. Стремление педагогов сделать обучение публичной, широко обсуждаемой деятельностью детей имеет свои «подводные камни». Публичное в его прямой форме губительно для души, которая не может прочитать его смыслы и становится беззащитной перед обществом. Именно интимное образует координаты духовного роста.
-
Книга рассказывает о недавнем многолетнем опыте ведения своеобразного интегрированного предмета в харьковской гимназии «Очаг», по ходу изучения которого разные культуры осмысляются ребятами как актуально представленные в современном сознании способы осмысления и понимания человека и мира
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). Педагогическая идеология конференции и журнала-сборника определилась следующими ключевыми понятиями: Дети, Игра, Наука, Стратегия опережения. Это означает, что: — рассуждая о будущем, мы пригласили к диалогу тех, кто в нем будет жить (т.е. детей); — задача педагогики — оказывать «гуманитарную помощь» другим наукам и делать это, опережая возникающие проблемы; — и наконец, чтобы быть великим, не обязательно быть только серьезным.
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.)
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). Знать код – это условие для раскрытия смысла. Язык (по Ю.Лотману) это код + его история. Опасно, если «код» не раскрывают, а взламывают, так можно нарушить ход истории. Коты как природные интуитивисты легко раскрывают любые сложные ситуации и конструкции. Авторы этого выпуска говорят о серьёзном, не забывая, что «юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно».
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). В сборнике представлены материалы дискуссии и методические рекомендации по проекту «Формирование перечня книг «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению»
|