|
-
Очень часто оказывается что школьники, которые "не вписываются" в размеренный ритм и твердую поступь классно-урочной системы, кажутся всем патологически безграмотными или (как Саша Пушкин, например) совсем не способными к математике, весьма талантливы и даже способны к созданию гениальных шедевров. Но что же делать с этими нестандартными учениками обычному учителю? Приглашаем к дискуссии
-
Предлагаем вам взглянуть на странности взросления подростков через призму наивно-психологических представлений мазыков-офеней (одной из ветвей малоизвестной культурной традиции Владимирского Верхневолжья). С 1991 г. под руководством Алексея Андреева началась работа по изучению и возрождению народной традиции мазыков-офеней, приведшая ныне к созданию Общества Русской Народной Культуры с отделениями в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Центральном и Северо-западном регионах, на Урале и в Сибири. Общество имеет свое издательство "Тропа Троянова", проводит различные экспериментальные творческие мастерские. Мазыки - одна из ветвей малоизвестной культурной традиции Владимирского Верхневолжья. Мазыки считали себя потомками скоморохов и в значительной мере принадлежали к закрытому сообществу "офеней". Офени - коробейники (или бывшие коробейники). Офени во времена расцвета в ХIХ веке приближались к малым этническим группам, имели свой (тайный) язык и определенные ритуалы. Внутри этой субкультуры хранились некоторые архаичные явления, которые, хотя и несут оттенок народного мистицизма, но могут быть названы "наивной психологией", так как представляют собой систему знаний о психическом устройстве человека.
-
Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеется сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала. Тому, каким образом можно решать проблемы дисциплины с помощью стратегии поддержки, посвящено практическое руководство для педагога и школьного психолога "Воспитание: наука хороших привычек" Светланы Кривцовой и Екатерины Мухаматуллиной, выдержки из которого мы вам предлагаем.
-
"Существует масса всяких теорий о человеческих способностях. В этой чудесной теме (недаром про талант говорят - от Бога) больше, впрочем, неясного. Единственное, чем мы располагаем, что более-менее очевидно - собственная жизнь." - Автобиографический очерк известного ученого-педагога, писателя, журналиста Анатолия Марковича Цирульникова.
-
Сергей Юрьевич КУРГАНОВ, г. Харьков, учитель начальных классов гимназии "Очаг", в прошлом - учитель математики, учитель истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Давыдова - Эльконина), один из создателей Школы диалога культур, автор книги "Ребенок и взрослый в учебном диалоге"
-
Елена Викторовна ЛИТВЯК, Москва журналист, педагог, писатель. Преподает в православной школе, о которой рассказывает в "Книге о маленькой школе", выпущенной Агентством образовательного сотрудничества в 2003г.
-
В первом классе рисуют все, а в десятом, может быть, только один. Остальные считают, что это и не доступно и не нужно. Не в том ли проблема, что обучение рисованию опирается на освоение приемов создания «правильного» изображения, причем правильного с точки зрения взрослых? Такой подход никогда не позволял научить многих. А что если обучение искусству начинать с другого: с обнаружения не изобразительности, а выразительности рисунка, его способности воплощать собственные переживания? Тогда в обучении удается не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него. Перед вами книга для учителей, воспитателей и родителей, которая преображает наши представления о возможностях начального художественного образования.
-
«В середине третьего класса наши ребята оказались способными выйти за пределы сложившихся форм учебной деятельности. Они создали три «малые группы» (две группы мальчиков и группу девочек, которые смогли, опираясь на чтение научно-популярной литературы, выстроить цикл уроков нового типа, «уроков-экспериментов», и продержать эту форму обучения достаточно долгое время…» Работа Сергея Юрьевича Курганова посвящена тому, какие учебные инициативы выдвигают ученики в последний год обучения в начальной школе, выражая своё стремление к более «взрослым» формам обучения. Как учителю предоставить возможность для выявления таких инициатив? Как можно оформить их в конструктивную общую работу? Как относиться к различным появляющимся учебным результатам? Главная гипотеза книги, которую выдвигает и последовательно иллюстрирует автор: «В подростковом возрасте содержанием образования может стать совместный поиск адекватного времени (и месту) содержания образования, осуществляемый детским учебным сообществом и профессиональным сообществом взрослых.
-
Анатолий Васильевич Бакушинский – крупнейший отечественный теоретик эстетического воспитания. Центральная фигура в художественно-педагогических исследованиях и разработках эпохи революции и двадцатых годов. Он впервые соединил в неразрывное целое проблематику современного искусствоведения, знания о развитии детского сознания и творчества, оригинальные исследования народного искусства и практику методических решений. После десятилетий замалчивания его наследие вновь встаёт в средоточие современных исследований и дискуссий; за именем Бакушинского закрепляется слава крупнейшего отечественного исследователя художественной педагогики. Законченная в 1925 году книга «Художественное творчество и воспитание» - его центральный педагогический труд.
-
Методисты настаивают на том, что бесцельные действия неэффективны. Но именно методически "правильно обставленное" целеполагание на уроке способно на корню загубить всю интригу, которую выстраивает учитель, легко вовлекая ребят в обучение через игру. О месте тайны в учительской профессии размышляет доктор педагогических наук Вячеслав Букатов.
|