Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Ульяницкая Н. Какая роскошная стена! Если о ней хорошо поразмышлять с друзьями…


Творческие встречи с Евгением Евгеньевичем Шулешко на Донской земле в 80-90-е годы оставили глубокий след в памяти. Каждая из них вписалась яркими страницами и определила направление моего пути в дошкольную педагогику.
Информация об авторе: Ульяницкая Нина
педагог-логопед детского сада №296 г. Ростова-на-Дону

Доклад-размышление 19.

 

Нина Ульяницкая

Какая роскошная стена!
Если о ней хорошо поразмышлять с друзьями…

Во время первой встречи Евгений Евгеньевич предложил мне, начинающему логопеду, показать речевое занятие для слушателей семинара по созданной им методике сотрудничества.
Помню, как я старалась оправдать его доверие. Евгений Евгеньевич, будучи человеком глубоко интеллигентным, поблагодарил меня. Я была удовлетворена оценкой, наши мнения совпали.
Только через несколько лет своей работы отчётливо поняла - это была, с его стороны, по большей части поддержка молодому специалисту. На эту мысль меня навела такая ситуация. В свой следующий приезд Евгений Евгеньевич зашёл в группу как старый добрый знакомый. Дети окружили его. Он как-то быстро вошёл с ними в контакт. Завязалась общая беседа. Меня поразило, как он необыкновенно точно подбирал путь к сердцу каждого ребёнка. Робкие, застенчивые потянулись к нему, потому что он поймал их взгляды - ожидающие, жаждущие общения, и сделал первый шаг к общению. Сделал это так, что невозможно было отказаться. Он показал на ярком примере одну истину: как сложно приходится ребёнку, когда он живёт в атмосфере постоянных запретов. Надо просто любить и уважать достоинства каждого ребёнка - его чувства, желания, и успех педагогу будет гарантирован.
 
Помню, как он развернул рабочие столы в групповой, поставив так, чтобы дети имели возможности общения друг с другом. Потом подошёл к одной из стен и сказал: «Какая роскошная стена!» Я с удивлением посмотрела. «Стена, как стена, ничего достопримечательного». А он продолжал: «Вот бы на эту стену сверху донизу повесить рулоны бумаги» (в настоящее время мы заменили их маркерными досками). «Пусть дети свободно подходят и рисуют, когда возникнет желание. Хорошо, если выберут партнёра по общению: общий замысел, общие темы, общий разговор».
 
Эпиграфом к своей книге «Речевая радуга» я выбрала слова Евгения Евгеньевича: «Чтобы детям стало интересно, сам педагог должен быть готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться. Только при равноправии возникает союз».
В собственной практике создания системы музыкально-театрализованных представлений мы широко используем эмоциональную, духовную, а затем уже литературно-музыкальную
отзывчивость детей. В этом отличие нашей системы от стереотипов проведения театрализованных представлений, бытующих в детских садах. Их эффективность значительно снижена навязыванием ребёнку ролей, запланированных взрослыми.
 
Удивительная интеллигентность, доброта, уважение личности ребёнка отличали взаимоотношения Евгения Евгеньевича с детьми. Он никогда не был над ними, или просто рядом с ними, он всегда был вместе с ними. Я читала реферат студентки 5 курса Ростовского государственного университета, в нем увидела запись со ссылкой на Е.Е. Шулешко: «Чтобы дать детям возможность выразить себя, необходимо вывести их из состояния разобщенности. Ребёнок должен сделать собственный выбор того, с кем быть и с кем не быть. В противном случае поведение его будет обязательным, официальным, нежелательным».
 
Всё так просто и понятно. Много лет прошло. Пусть же постоянно возникают в нашей газете страницы памяти о Е.Е. Шулешко, который всей своей жизнью пытался изменить сложившуюся декларативную практику, мешающую детям нормально жить и развиваться.
Память о Евгении Евгеньевче будет жить в сердцах тех педагогов, которые по желанию сердца выбрали путь нормальной жизни с детьми. Так же, как в своё время это сделал он сам.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Ульяницкая Нина & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?