Предисловие
Предисловие
Рисунки маленьких детей, вне зависимости от времени и пространственной удаленности (мы можем брать рисунки разных столетий и разных стран), удивительным образом похожи друг на друга и демонстрируют определённые закономерности в постепенном изменении их содержания и формы.
Эти закономерности позволяют выделить этапы развития детского рисунка. Исследователи детского изобразительного творчества утверждают, что такие этапы являются типическими как для индивидуального развития ребёнка, так и для становления изобразительной деятельности в любом возрасте, даже у взрослого в случае, если по какой-либо причине взрослый лишен был возможности рисовать в детстве.
Более того, профессиональный художник, осваивая новый для себя материал, в какой-то мере уподобляется ребёнку: он также манипулирует материалом вне всяких изобразительных задач, проверяя его возможности взаимодействия с изобразительной плоскостью. Но что ещё более парадоксально, эти этапы, и мы это проследим в дальнейшем, характеризуют также процесс исторического развития искусства (от первобытного общества до наших дней), что доказывает обусловленность этих этапов не только закономерностями психического развития отдельной личности, но и рода в целом.
Если спросить пятилетних детей, любят ли они и умеют ли они рисовать, то окажется, что все без исключения любят и умеют. Подобный результат чаще всего будет и в первом классе. Но чем старше становятся дети, тем меньше они рисуют. И если задать тот же вопрос старшеклассникам, то в лучшем случае один-двое из всего класса ответят утвердительно. Большинство же будут убеждены, что им это не дано, да и не нужно. Более того, общение с произведениями искусства также оказывается вне интересов ребёнка или остаётся на уровне, который не позволяет ему видеть в произведении искусства нечто большее, чем просто изображение, и нечто большее, чем просто украшение.
Как же так? Начиная с детского сада, мы учим детей рисовать, учим их любить и понимать искусство. Мы учим не тому? Или учим не так? Возможно, делаем какие-то неверные шаги в процессе развития изобразительных и художественных способностей ребёнка?
Знакомство с особенностями естественного развития детского изобразительного творчества, с пониманием его значения для общего психического и художественного развития человека, поможет выявить характерные и возможные ошибки нашего взаимодействия с ребёнком. А, с другой стороны, и определить условия эффективности этого взаимодействия.
Итак, в нашем куре мы рассмотрим процесс изобразительной деятельности ребёнка в его становлении и развитии в связи с его общечеловеческим развитием.
Подзаголовки