Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Этапы естественного развития детского рисунка. Курс Татьяны Калининой

ЭТАПЫ ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА


Четвёртый этап. Возраст от шести до девяти
 
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Эстетически значимое изображение
 
Возраст ребёнка: 6-9 лет
 
На самом деле, образ, рождающийся у нас при восприятии реальности, совершенно не совпадает со зрительным образом, отражающемся на сетчатке наших глаз.
 
В дневниках известной художницы Остроумовой-Лебедевой можно найти интересное наблюдение. Художница описывает свой опыт работы на пленэре. Пытаясь добиться правдивости изображения, она старалась, чтобы все цвета на рисунке максимально точно соответствовали натуре. Однако желаемого результата правдивости изображения добиться, никак не удавалось. Позднее она написала работу заново, смело меняя цвета и не думая о буквальном сходстве. Как ни странно, новый рисунок дал то ощущение верности изображения, к которому стремилась художница, ощущение совпадения с тем, что она видела на натуре.
 
Получается парадокс: мы изображаем то, что видим, получается не то, что видим. Изображаем не то, что видим, получаем то, что видим. Наш образ восприятия зависит от настроения, физического состояния, наших знаний о предмете или явлении. Поэтому для того, чтобы увидеть образ восприятия, его надо создать.
 
Пример из собственного детского опыта. Мне шесть лет. Из непослушного снега я леплю Город Кошек. В нём есть всё для счастливой кошачьей жизни. И к тому же он необыкновенно, сказочно красив: башни, воздушные переходы, прозрачные купола. Вечером, когда родители пришли забирать нас по домам, я повела свою маму показывать мой город.
 
А там ничего не было. Нет, никто ничего не сломал. Но смотреть было не на что. Непонятный лабиринт из тоненьких снежных перегородок с отпечатками детских варежек. Я узнавала эти нелепые снежные стенки. Их сделала я. Это точно. Но как так получилось? В голове у меня были две абсолютно равные по своей яркости картинки: одна - то, что я надеялась увидеть и хотела показать, другая - то, что я вижу на самом деле. И то, что я видела на самом деле, безжалостно разрушало все мои фантазии.
 
Подобных примеров множество в практике любого педагога.
 
На одном из занятий мы с детьми рисовали подводный мир. Нас восхищала красота морских растений, причудливость обитателей водных глубин, таинство иной жизни, похожей на волшебную сказку. «А можно я нарисую замок подводного царя?» - спросила одна из девочек. «Конечно, можно!» Подхожу к ней через какое-то время. На листе среди кипения волн - прямоугольник пятиэтажки-«хрущёвки» с правильными рядами окон. Девочка в полном недоумении смотрит на меня - возможно, только что она взглянула отстранённым взглядом на своё творение.
 
Ребёнок в этом возрасте:
 
- у него происходит дальнейшее развитие зрительной установки (особое внимание зрительным впечатлениям);
- ребёнок открывает несовпадения между создаваемым изображением и образом восприятия (или образом воображения);
- идёт развитие пространственно-временного восприятия (замечает пространственные и глубинно-пространственные отношения предметов);
- развивается способность выявить наиболее информативные проекции предмета;
- ребёнок осмысляет собственные переживания: «Я злой», «я весёлый» и т.д.;
- возникает потребность в освоении правил изобразительной деятельности.
 
Теперь становится возможным осмыслять воздействие рисунка, открывать коммуникативную заряженность пластической формы, раскрывать возможность влиять на наше состояние, воплощать не только сюжет, но собственные переживания.
 
Особенности рисунков:
 
- содержание изображения - сюжет, событие, эстетическая привлекательность предмета изображения;
 
- совмещение нескольких точек зрения при изображении одного предмета;
 
- динамичность рисунка;
 
- декоративность рисунка как отражение стремления к эстетической выразительности рисунка.
 
Функции изобразительной деятельности:
 
- развитие способности к осознанному эмоциональному переживанию и сопереживанию;
- развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: развитие способности осмыслять выразительные возможности языка искусства.
 
Характерная ошибка взрослого:
 
преподнесение возможностей изображения и выражения, принятых в современной культуре, как непреложных правил.
 
Задачи для взрослого:
 
- совместное проживание событий, сопереживание героям;
 
- эмоционально проживание вместе с ребёнком гармонии пластической формы;
 
- открытие выразительных возможностей языка изобразительного искусства.
 
ОЦЕНКА:
- спонтанное воплощение переживания;
- воплощение эмоционального замысла.
 
*  *  *
Если нет такой работы, то в 10-12 лет разражается кризис изобразительной деятельности. Тот факт, что к 10-12 годам ребёнок теряет к ней интерес, оставляя её как пережитый этап, психологии объясняют тем,  что в этом возрасте ребёнок увлекается другими видами творчества, например литературой, поскольку «слово позволяет с гораздо большей легкостью, чем рисование, передать сложные отношения, особенно внутреннего характера».
 
Но более вероятная причина утраты интереса к изобразительной деятельности всё-таки в том, что ребёнок так и не открыл возможности изобразительного искусства передавать «сложные отношения». Поэтому осмысление ребёнком возможностей языка искусства мы будем рассматривать как одну из самых важных задач в процессе эстетического и художественного развития ребёнка на занятиях по изобразительной деятельности.
 
 
    ВОПРОСЫ К ЧЕТВЁРТОМУ РАЗДЕЛУ
 
1. По своему опыту опишите особенности рисунков детей 6 – 9 лет.
 
2. Каковы, на ваш взгляд, возможные критерии оценки рисунков ребёнка данного возраста?
 
3. Как связаны появляющаяся у ребёнка способность осмыслять собственные переживания и возможность открытия выразительности формы?
 
4. Насколько естественен в этом возрасте кризис изобразительной деятельности? Если да, то каковы его вероятные причины? Чем, на ваш взгляд, может помочь взрослый? Чем помешать?
 
5. Приведите конкретные примеры эффективных с вашей точки зрения занятий изобразительной деятельностью с ребёнком от 6 до 9 лет. Сможете предложить свой вариант?
 
Подзаголовки
  1. О курсе
  2. Предисловие
  3. Первый этап. От года до трёх
  4. Второй этап. От двух - до четырёх
  5. Третий этап. От четырёх до шести
  6. Четвёртый этап. Возраст от шести до девяти
Страницы: « 1 2 3 4 5 (6)
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?