Блок № 4. Тренировка
(продолжение)
4.5. Повторение и труд всё перетрут. Эффективность и опасность автоматизмов
Повторение становится «матерью учения» тогда, когда человек сам заставляет себя повторять столько раз, сколько ему хочется. Значит, столько ему и требуется. Особенно интересно методом повторных попыток преодолевать первую преграду, когда впереди маячит интересная и такая, кажущаяся доступной, новая, вторая.
Если ученик по собственной инициативе совершает повторные попытки подступиться к трудному вопросу, понять его, запомнить – то редко, когда он действует единообразно. Он невольно подступается к делу с разных сторон, пробует решить задачу «и так, и этак».
Вообще механическое повторение не присуще человеческому разуму. Психологи заметили, что однообразные действия человеческому уму противопоказаны – защитные силы организма переводят такие действия на «автомат», отключая контроль сознания. Так совершается дыхание, ходьба, размахивание руками, так возникает навык письма, порядкового счёта, чтение текста на знакомом языке, даже знание таблицы умножения. На таком же «автомате», к сожалению, действуют и все вредные привычки, слова-паразиты и т.п.
Педагог, наставник, тренер решают: ЧТО переводить «на автомат», КАК это делать и КОГДА этим заняться.
Наличие этапа тренировки при изучении каждой темы любого школьного предмета даёт педагогу возможность решать эту практическую задачу, согласуясь с законами дидактики и конкретными возможностями учеников его класса.
Но не стоит забывать о той стороне бессознательного автоматизма, которую образно охарактеризовал Некрасов: «Ржавой лопатою мёрзлую землю долбить». Поэт тогда демонстративно «привычку к труду», назвал «благородной», т.к. в его время благородной считалась привычка только красиво бездельничать. Но на самом деле никакой автоматизм: ни эмоциональный, ни физический, ни рациональный, ни эстетический прямого отношения к благородству не имеет. Благородство как положительная нравственная и умственная категория, может пониматься только в том случае если действие осуществляется всё-таки сознательно. Сознание оставляет за собой право «знать» место, силу, пределы «автоматизмов», и оно может позволить себе включать и выключать «автоматику» по мере жизненной необходимости.
Иначе говоря, автоматизм тогда формируется правильно, с пользой для дела учения и для развития растущего организма, когда ученик, фактически, всё контролирует. Сказанное автоматически – слышит, написанное автоматически – видит, проделанное автоматически – ощущает.
Автоматическое действие тогда человеку полезно, когда он может остановить себя вопросом: почему, зачем, для чего так делаю?
Все действия на тренировочном этапе необходимо организовывать так, чтобы этот постулат – возможность контроля сознанием – не нарушался. Но доводить навыки, автоматизмы при этом можно до очень высокой степени.
4.6. Зачем сразу бежать, научись сначала быстро шагать!
Учтём «быстроту» действий ученика. Надо натренировать рабочую память на высокую скорость извлечения нужных знаний из долговременной памяти. Такая тренировка достигается, если работать над знакомым материалом, ужесточая регламент. Фактически, чтобы считать базовый минимум учебного материала освоенным, на него надо тратить секунды, мгновенно выдавать нужный ответ. После этого можно переходить к более сложному уровню работы, искать связи между различными учебными темами, потом уже переходить к творческому осмыслению этих связей…
На различных конкурсах и олимпиадах можно ожидать творческих озарений. На учебном контроле, тем более, квазиконтроле, от ученика следует ожидать только показа умения и понимания требований к творчеству. Это, во-первых, эрудированность в т.н. «занимательной» литературе по предмету, знание уже разобранных в такой литературе «творческих» вопросов. Во-вторых (а может быть, и во-первых), умение «подражать», т.е. составлять подобные задания в пределах изученного, репродуктивно освоенного материала.
Абсолютная оригинальность, конечно, должна всячески одобряться и поощряться, но требовать этого качества непосредственно в учебном процессе – несправедливо.
В нормальном учебном процессе ученики учатся творчеству, совершают творческие открытия «для себя». Но хотя явление «открытия абсолютно нового» может и должно происходить, но его нельзя требовать. Отличник в школе – это не первооткрыватель в науке, не изобретатель в технике, это человек – у которого развита способность к нестандартному мышлению. А такой способности чаще всего предшествует многократное знакомство с обработкой сведений, полученных репродуктивным путём. (Интересный анализ этой темы «Как учить творчеству» можно найти, например, в работах белорусского учёного Анатолия Гина).
Творчеству можно и нужно учить. И по этому вопросу есть достаточно книг и публикаций, методисты обязаны иметь в своих центрах соответствующую литературу. Мы же в своей системе показываем то дидактическое место, где работа по творческому развитию может быть наиболее рациональной, и показываем, как к ней подступиться.
На наш взгляд, начальной дорожкой к творческому развитию ученика является работа над скоростной реакцией памяти. Известно из психологии, что у человека имеется много видов памяти, их надо вычленять и развивать. Так же известно, что одни люди в сложных ситуациях «теряются», а другие – быстро ориентируются; и здесь наблюдается прямая связь со скоростью реакции организма.
Такая реакция может быть осознаваемой и управляемой, обеспечить такие её черты – задача учебной деятельности. И начинать надо с осознания регламента времени при трате сил на производимую работу; в школе эта работа носит учебный характер, задача педагогов найти способы помочь индивиду в работе «над самим собой». Ведь учебная работа над собой, во-первых, должна быть не унизительной, а во-вторых, рациональной. Условия коллективного обучения и позволяют этого достигать.
Самым мощным приёмом можно считать т.н. параллельную работу, когда над одним и тем же заданием работают одновременно несколько человек («бригада»), и когда эта работа легко обозреваема, сравнима. Тогда на неё может вводиться регламент, как временной, так и качественный; особенно становятся заметными как быстрота, так и рациональность или отсутствие её.
4.7. Вытащил рыбку из пруда, доставай журавля в небе
На тренировке необходимо время от времени делать работу каждой отдельной подгруппы обозримой. Обсуждаемой. Оцениваемой. Тогда перспектива в работе видна всем. И доступность очередных достижений – очевидна, видна и слышна.
После самоконтроля ученики совершенно естественно распределяются по подгруппам: одни закрепляют «базовый минимум» только что пройденной темы, другим предлагается восстановить (а, может быть, и создать заново) знания по темам, ранее пройденным по данному предмету, чтобы установить их связь с новым и уже понятым материалом.
Третья категория (обычно, самая сильная и творчески активная) может на тренировке работать в двух направлениях. Одни, помогая учителю, берут на себя его наставническую роль по отношению к двум первым подгруппам – и тем самым закрепляют полученные знания по данной теме и всем предыдущим, доводя их до большой прочности, автоматичности. Одновременно всей сильной части учеников даётся возможность «порыться» в новом занимательном творческом материале, попробовать свои силы в поисках нетривиальных решений, а некоторые из них найдут удовольствие в самостоятельном (хотя и подражательном) составлении новых вариантов различных заданий по предмету, увеличивая «учительские запасы».
Принуждать работать на том уровне, на котором ученик работать не хочет, конечно, нет никакого резона. Следует только доброжелательно оценивать результаты его тренировочных усилий. Помогать ученику, делать его тренировку результативной.
Тренировка – это и время, когда большинство ребят сможет позволить себе в той или иной мере передохнуть. Ведь невозможно долго находиться в повышенном напряжении, живой организм на это не способен.
Но отдых – не синоним бездумной остановки. На остановке, когда всё брошено без смысла, забываются результаты, теряется темп, слабеет потенциал организма, энергия расходуется по пустякам. Отдых на тренировочных уроках – это возможность выбрать оптимальный для себя темп и объём работы; самостоятельно определять, когда пора взяться за более сложные задачи. Ведь долго задерживаться на достигнутом уровне не стоит. (А многим – и не захочется). По ходу нескольких тренировочных уроков ученикам, безусловно, можно позволять переходить из одной подгруппы в другую, помогая им при этом правильно ориентироваться, примерять силы к преодолению более высоких рубежей.
4.8. Чем больше знаний раздаёшь, тем больше их у тебя накапливается. Место для проблемного обучения, тренингов, проектов, деловых игр
Знания обладают такой особенностью, что чем больше ты их раздаёшь, тем их накапливается у тебя больше, тем точнее, совершеннее они становятся. Ученики, работающие, тренирующиеся на более высоких уровнях, должны иметь возможность систематически выступать перед своими товарищами вместо учителя, учебника, в качестве дополнительного информатора. Им следует излагать свои оригинальные находки и не чураться отвечать на «каверзные» вопросы товарищей. Ученикам полезно испытывать радость признательного общения со слушателями. А слушателям – учиться уважать людей, делающих «открытия», оберегающих и время, и труд всех остальных. Учителю же надо активно (но при этом тактично!) поощрять желающих применять «открытое», делиться своими интеллектуальными находками. В итоге, дело оказывается прибыльным для всех, проигравших нет.
Разрабатываемая многими теоретиками-дидактами перспективная методика проблемного обучения может реально осуществляться как один из вариантов организации этапа тренировки.
Когда изучение темы достигло уровня тренировки в использовании полученных знаний, мы рекомендуем «включать» широкое применение различных психологических тренингов. После этапа менторства (на котором учитель всячески оберегал психику ученика, дробил рассмотрение предмета на такие маленькие порции, чтобы каждый шаг в постижении новых знаний был доступен любому ученику) и после проведения самоконтроля, можно и даже нужно переходить «от оберегания к закаливанию».
Тренировки по любому предмету могут заканчиваться творческими, деловыми играми. Публикаций по деловым играм вполне достаточно, и на них также следует иметь библиографию в методических центрах. Тренировочные, деловые игры могут выноситься за стены класса, а то и школы, реально разрешая некоторые социальные, внутридворовые и т.п. общественные проблемы.
Тренировка как регулярный этап работы на уроках позволяет использовать разные рекомендаций: связанные с идеями «свободного расписания», с методиками «школы диалога культур», даже с элементами «коммунарской жизни» и т.д.