Блок № 5 Объективный контроль
5.5. Смысл школьного обучения на всех уровнях работы: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Школьные занятия представляют собой основное место встречи учеников, как с учителем, так и между собой. Время таких встреч имеет очень большую продолжительность и в течение всей жизни ребёнка, и в течение каждого его дня.
Школа, место проведения уроков – это самое насыщенное пространство, которое имитирует дела человеческие, чтобы помочь развивающемуся человеку оглядеться, освоиться и прочно укрепиться в этом мире, понять себя и своих современников, почувствовать, на чём зиждется благополучие, успех, смысл его прихода в этот мир.
Учебная работа на уроках, нагружает все органы чувств, возможно, самой объёмной, по сравнению со всей остальной жизнью, информацией. Она даёт возможность ребёнку за начальные годы жизни, до взросления, сознательно (хотя и в известной степени обзорно) довольно быстро пройти путь, проделанный человечеством до него, получить общие (пусть в основном, дилетантские) сведения об обществе людей, куда он привнесён своим рождением. Взрослея, становясь человеком, ребёнок узнаёт об окружающей его природе, и о самом себе, как единичном, особом, уникальном представителе природы и общества.
Школа для детей и подростков носит статус общеобразовательного учреждения. Человек, считающийся сегодня взрослым с 18-ти лет – проводит почти четверть жизни, знакомясь с программами среднего образования. Но на самом деле к 18-ти годам получаются часто НЕ взрослые – дорослые, а НЕДОРОСЛИ.
Виноваты в этом и семья, и школа, и школьное окружение, но школа – виновата больше всего!
У членов семьи нет специальных педагогических знаний, а семейные обычаи скорее эгоистичны, чем альтруистичны; в семье не может быть того богатства дидактических возможностей, которое общество, создав школы, предоставило педагогам. Оно невольно облегчило образовательную деятельность возможностями коллективных усилий, позволяющих применить великое человеческое открытие – разделение труда.
В школе учебный труд можно осилить не только с помощью учителя и учебника. Особенно большим коэффициентом полезного действия обладает помощь соучеников – соратников по учебному труду. И эта коллективность образовательных действий позволяет индивиду познать не только свою личную уникальность, но и увидеть, оценить уникальность и особую ценность многих других людей. А это для становления нормального человеческого общежития ничем не заменить.
5.6. Итог
Уроки в школе могут и должны включать в образовательный процесс все силы, помогающие учебному труду детей. Чтобы образующееся из них впоследствии взрослое население (взрослые «берутся» из детей!) начинало жизнь с той ступеньки, до которой поднялось человечество до них. А «не ломилось бы в открытую дверь» и «не изобретало бы велосипед».
Предлагаемая дидактика уроков ставит своей задачей помочь школе использовать время уроков с обоюдной пользой для детей и взрослых, для каждого в отдельности и для всего коллектива собравшихся вместе уникальных личностей.
Алгоритм действий ученика на уроке и вне его позволяет ему вливаться в реальную жизнь общества его современников.
Алгоритм же действий учителя на уроке позволяет реальной жизни и взрослых, и детей вливаться в школьный урок.