Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Новый подход к литературному образованию в первых классах. Курс Татьяны Троицкой и Ольги Петуховой

О курсе


Предисловие-манифест. Читатели как герои урока
 
 
Предисловие-манифест. Читатели как герои урока
Что значит - научить ребёнка читать? Научить складывать буквы в слоги, слоги - в слова, а слова - в предложения. И понимать смысл предложений.
Но может быть, научиться читать - это совсем другое? Открыть для себя мир литературы, заглянуть за строку сказки, стихотворения, рассказа, задать авторам вечные вопросы о счастье и горе, добре и зле? Задуматься над тем, для чего существуют поэзия и проза, фольклор и литература, талант и бездарность? Постичь тайны писательского мастерства и попробовать себя в роли сочинителя, автора? Мы уверены - полноценные читательские биографии начинаются с детства…
 
Мы знаем, что в дошкольном детстве ребёнок погружён в мир художественной словесности. С первых дней жизни малышу поют колыбельные песни, от старших он слышит прибаутки, небылицы, незамысловатые стишки и сказки, в играх со сверстниками узнает считалки, в детском саду и дома знакомится со скороговорками, загадками. Этот опыт - бесценный багаж для литературного развития ребёнка в школе! Именно он может попасть в центр внимания на уроке, быть исследованным и осознанным.
 
Мы считаем: культурный материал для проживания своего возраста - именно детская словесность, отразившая мир ребёнка во всей его сложности и противоречивости.
Классическая литература - зачастую оказывается той верхней полкой библиотеки, до которой ребёнку не дотянуться, даже став на цыпочки…
 
Вот почему в нашей программе классические образцы мировой литературы появляются далеко не сразу, в перспективе литературного развития наших учеников. Сначала - наивные, но хорошо знакомые каждому начинающему школьнику считалки, скороговорки, загадки.
Литературные произведения - опять-таки хорошо знакомые: стихи и сказки Чуковского и Маршака, слышанные в исполнении старших; чуть позже - народные сказки, а вот уже и сказки Пушкина, братьев Гримм, Перро, басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, рассказы и сказки Паустовского, лирическая проза Пришвина, современная детская лирическая поэзия, проза Юрия Коваля. Весь этот литературный материал уже далеко не элементарен, но посилен и близок или читательской памяти или жизненному опыту наших учеников.
 
Мы предлагаем изменить и характер учебной коммуникации.
Дети не стоят больше «в очередь» к учителю, чтобы ответить на тот или иной вопрос и получить оценку - они обсуждают учебные проблемы друг с другом. Организовать это обсуждение помогает учитель: фиксирует на доске реплики детей, помогает им смоделировать те или иные версии в виде схемы, рисунка; предлагает ребятам объяснить (письменно или устно), как они поняли высказывание одноклассника.
 
На наших уроках нередко меняется учебное пространство: столы ставятся по кругу или амфитеатром - для того, чтобы ребятам было удобней разговаривать друг с другом. Иногда парты сдвигаем по две и усаживаемся работать небольшими группами. Учитель переходит от группы к группе, выносит наблюдения детей на доску, прислушивается к разговору, советует, подбадривает. А потом обмениваемся результатами.
 
Так формируется интерес детей друг к другу, умение слушать и слышать мнение одноклассника, учителя, любого собеседника, нарабатывается опыт творческого сотрудничества.
 
Мы убеждены: дети хотят быть участниками и героями учебных событий. Активность, движение, творчество свойственны природе ребёнка, и поэтому на наших уроках дети не повторяют умных речей учителя, а экспериментируют, наблюдают, исследуют материал, размышляют.
 
Мы стремимся разомкнуть границы учебника и прямо на уроке сделать шаг к живым детским книгам - тем, что окружают ребят дома, в библиотеке, на прилавках магазинов. Ведь за пределами школьного урока наши ученики читают книги, а не учебники!
 
Школьные уроки и школьные учебники - всего лишь стартовая площадка для запуска читательских биографий…
 
 
Подзаголовки
  1. О курсе
  2. Предисловие
  3. Предисловие-манифест. Читатели как герои урока
Страницы: « 1 2 (3)
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?