Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Новый подход к литературному образованию в первых классах. Курс Татьяны Троицкой и Ольги Петуховой

Учебный модуль 3.


Уроки литературного образования
 
Уроки литературного образования
 
В 3 классе на материале сказки продолжается освоение (в сравнительном аспекте) двух разновидностей словесного искусства - фольклора и литературы. Все авторские сказки рассматриваются на фоне фольклорных, которые лежат в их основе.
 
Такое расположение материала позволяет не только значительно углубить представления учащихся о специфике фольклора и литературы, но и обнаружить индивидуальные авторские решения, связанные с тем или иным сказочным сюжетом.
 
Сказка рассматривается как жанр, фольклорный по своим истокам, но книжный по современному способу бытования. Записанные на протяжении ХIХ-ХХ веков в разных регионах России от разных исполнителей, варианты русских народных сказок помогают сегодня представить себе, как жила сказка в живой фольклорной традиции, которая была прервана письменной фиксацией фольклорных произведений и тиражированием их печатных версий. Именно в этих целях в учебник включены варианты сказок, записанные и обработанные фольклористами, в отличие от тех вариантов, которые печатаются в массовых детских изданиях (обработки детских писателей, обычно нарушающие сказочный инвариант). Поэтому знакомые с раннего детства сказки («Теремок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди и др.) не только открываются детям совершенно с новой стороны, но и оказываются незаменимыми для их литературного образования.
 
Сравнивая варианты одной сказки, дети совершают во
схождение к инварианту, проникают к смыслам сказочных сюжетов.
 
На материале зарубежных сказок дети «открывают» мировые сказочные сюжеты, сравнивают между собой их национальные варианты, знакомятся с литературными версиями этих сюжетов.
 
Учебный материал:
 
Учебник, часть 1, «Как живешь, сказка?»:
а) русские народные кумулятивные сказки («Теремок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко») в разных вариантах;
б) русские народные сказки о животных ( «Лиса и рак», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и волк», «Звери в яме», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и др.);
в) авторские сказки, созданные на основе русских народных кумулятивных сказок (В. Сутеев «Под грибом», М. Михайлов «Лесные хоромы», В. Бианки «Теремок»);
г) сведения о сказителях и собирателях сказок, заметки фольклористов о бытовании сказок.
 
Учебник, часть 2, «Сказки из-за моря»:
а) русские народные сказки, основанные на мировых сказочных сюжетах; б) сказки разных народов (кумулятивные и сказки о животных), основанные на мировых сказочных сюжетах (сюжеты о состязании в беге, о неблагодарности, о птенцах и хитрецах);
в) японские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые);
г) справочные материалы географического и этнографического характера
(карты, представленные в иллюстрациях костюмы и предметы быта и др.), сведения о природных условиях, в которых живут разные народы;
д) пословицы и поговорки разных народов.
 
Учебник, часть 3, «Когда сказку рассказывает писатель»:
а) русские и зарубежные авторские волшебные сказки (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая красавица», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Шварц «Красная шапочка», К. Паустовский «Стальное колечко», «Теплый хлеб»);
б) сказки Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Кошка, гулявшая сама по себе»;
в) русские народные волшебные сказки в обработках для детей («Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и серый волк»);
г) немецкие народные волшебные сказки в обработке братьев Гримм;
д) словарные и справочные материалы.
 
Типы учебных заданий:
 
- сравнение нескольких вариантов сказки (с привлечением книг из домашней и других библиотек);
 
- восстановление пропущенных фрагментов кумулятивной сказки;
 
- создание собственных вариантов народных сказок и фрагментов сказок (устно и письменно);
 
- собирание и изготовление индивидуальных и коллективных книжек-самоделок по материалам сочиненных детьми вариантов сказок;
 
- исполнение народных сказок (подражание фольклорным исполнителям);
 
- драматизация сказок и их фрагментов;
 
- создание комиксов по сюжетам народных сказок;
 
- выявление разных типов народной сказки (кумулятивные; сказки о животных, построенные на интриге; волшебные и этиологические сказки);
 
- конструирование собственных сказочных контаминаций по образцу сказок народных исполнителей;
 
- сравнение русских народных сказок со сказками других народов, созданных на общий сюжет;
 
- сравнение нескольких зарубежных сказок, созданных на общий сюжет (с привлечением книг из домашней и других библиотек);
 
- выявление индивидуальных особенностей национальных вариантов сказок, соотнесение их с природой и жизненным укладом народов;
 
- сравнение сказок одного народа (японские сказки) с целью выявления их национальной специфики;
 
- соотнесение смысла сказок с народными пословицами;
 
- обращение к карте мира, справочным изданиям, словарям;
 
- иллюстрирование сказок;
 
- сравнение авторских сказок с их народными источниками.
 
Подзаголовки
  1. Организация обучения
  2. Уроки литературного образования
  3. Уроки формирования читательских позиций
  4. Вопросы и задания
Страницы: « 1 (2) 3 4 »
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?