Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Новый подход к литературному образованию в первых классах. Курс Татьяны Троицкой и Ольги Петуховой

Учебный модуль 3.


Уроки формирования читательских позиций
Уроки формирования читательских позиций
 
Работа организуется по «живым» детским книгам (разные издания сказочных повестей К. Коллоди «Пиноккио, или Приключения деревянной куклы»; А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»). Повесть А. Линдгрен печатается сегодня в двух переводах: Л. Брауде и Е. Лунгиной, поэтому у разных детей в классе могут оказаться разные переводы. Это обстоятельство хотя и несколько затрудняет организацию учебной деятельности, тем не менее помогает детям приобрести адекватный опыт чтения переводного произведения (в рабочей тетради есть специальные задания, направленные на сопоставление двух переводов).
 
Тот факт, что тексты произведений, с которыми ведется работа, находятся не в учебных пособиях, а в массовых детских изданиях, заставляет наших учеников внимательно просмотреть книги в своей домашней библиотеке, обратиться в школьную, городскую и другие публичные библиотеки. Это также повод родителям задуматься о необходимости формирования детских домашних библиотек, без которых позиция читателя практически не может быть сформирована.
 
Сравнительное чтение сказки Коллоди и романа-сказки А. Толстого - новый для третьеклассников тип чтения. Он становится возможным благодаря достигнутому уровню техники чтения, а также приобретенному на уроках литературного развития навыку аналитического сопоставления разных произведений, близких по жизненному материалу (разные переводы народных загадок и небылиц, вариантов считалок, нескольких редакций стихотворений С. Маршака и др.). На уроках литературного образования в 3 классе процедура сравнительного чтения совершенствуется на материале вариантов русских народных сказок; сказок разных народов, созданных на общий сюжет; народных сказок и их авторских версий. В ходе сравнительного чтения русской и итальянской сказок третьеклассникам удается пронаблюдать, как меняется сказка под пером русского писателя (сюжетные и жанровые преобразования; изменение характера героев и др.).
 
Чтение детских книг организуется в актуальном культурном контексте (культура кукольного театра в связи с книгами о Пиноккио и Буратино; культура цирка в связи с книгой о Пеппи). В процессе чтения дети просматривают спектакли, мультфильмы и художественные фильмы, снятые по этим произведениям, сравнивают режиссерские решения с текстом-источником.
 
На уроках формирования читательских позиций в 3 классе вводится новый вид письменных работ, посвященных читательским впечатлениям. Это связано с достижением достаточного уровня техники чтения и письма, а также с тем, что собственно читательская деятельность, предполагающая порождение индивидуальных читательских интерпретаций, становится приоритетной на данном этапе обучения.
 
Учебный материал:
 
а)А. Толстой. Роман-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (любые издания без сокращений); К. Коллоди. «Пиноккио, или Приключения деревянной куклы» (перевод Э. Казакевича); С. Маршак. Петрушка-иностранец (сказка-пьеса).
б) А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок (перевод Л. Лунгиной); А. Линдгрен «Пиппи Длинныйчулок» (перевод Л. Брауде и Н. Беляковой).
 
Работа организуется с помощью рабочей тетради «Буратино, Пеппи и другие».
 
Типы учебных заданий:
 
- прогнозирование сюжета книги по содержанию, беглому просмотру иллюстраций (с целью формирования навыка выбора книги в библиотеке);
 
- сравнение различных изданий одного произведения, критический анализ изданий, определение наиболее удачного и полноценного издания;
 
- сочинение новых глав;
 
- сравнительное чтение двух книг (отдельных глав, фрагментов глав), созданных на общий сюжет;
 
- сравнение спектаклей, мультфильмов, художественных фильмов, мюзиклов с литературными произведениями, по которым они поставлены;
 
- сравнение знакомых фольклорных произведений с отдельными аспектами книг Коллоди, Толстого, Линдгрен;
 
- запись читательских наблюдений;
 
- работа с деформированными фрагментами текста (с целью «открытия» и «оправдания» тех или иных художественных приёмов);
 
- выявление сюжетных расхождений в главах из книг Коллоди и Толстого с помощью рисования комиксов;
 
- иллюстрирование в соответствии с текстом (с целью обнаружения изменений, внесенных Толстым);
 
- обсуждение причин, по которым А. Толстой внёс в текст те или иные изменения;
 
- выбор фрагментов глав, по которым можно разыграть кукольное представление;
 
- чтение по ролям;
 
- рисование декораций и афиш к предполагаемым сценкам;
 
- инсценирование;
 
- работа с картой (пути сказочных героев; «карта вранья» Пеппи);
 
- решение литературных задач;
 
- работа с «календарём» произведений (выявление своеобразия художественного времени);
 
- выбор фрагментов глав из книг Коллоди и Толстого к иллюстрациям в рабочих тетрадях (с целью сравнения);
 
- сравнение отдельных аспектов произведений с народными сказками;
 
- рисование схем (с целью осознания художественной системы произведений);
 
- ролевой пересказ и письмо от имени разных героев (с целью освоения актуальных для текста точек зрения);
 
- выбор костюма для героя;
 
- выполнение письменных работ по читательским впечатлениям.
 
Явления художественной словесности и литературного быта, актуальные для учебной деятельности третьеклассников (осваиваются в практической деятельности, без теоретического осмысления и введения терминов):
- сюжет,
- мировой сюжет,
- фольклорный источник литературного произведения,
- кумуляция,
- трикстер (герой-хитрец),
- сюжетные и внесюжетные элементы текста,
- отражение в тексте национальной картины мира,
- контаминация,
- варьирование текста,
- жанр сказки и его разновидности (в том числе сказочная повесть),
- граница фольклора и литературы,
- точка зрения,
- главный и второстепенные герои,
- мир героя и литературного произведения.
 
Подзаголовки
  1. Организация обучения
  2. Уроки литературного образования
  3. Уроки формирования читательских позиций
  4. Вопросы и задания
Страницы: « 1 2 (3) 4 »
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?