Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Педагогика как режиссура детской заинтересованности. Курс Вячеслава Букатова

Социо-игровой курс-мастерская с воспитателями детских садов


5.5. На семинаре в методкабинете
  
5.5. На семинаре.
«Отчёт» М.П., зам.заведующей по УВР.
Комментарии В.М.Букатова
 
6 октября состоялся семинар для педагогов нашего детского сада. Ожидая приезда педагогов из детского сада соседнего города, наши воспитатели волновались. Волновалась и я, так как не знала, как отнесётся основная масса воспитателей к происходящему. Одни выражали недовольство, что появятся новые проблемы, прибавится работа. Другие задавались вопросом: как же можно использовать социоигровые приёмы и выполнять программу «Радуга»? Кто-то сосредоточенно молчал.
 
Пока Анна Васильевна знакомила присутствующих с теорией, лица у всех были сосредоточенные, серьёзные, хмурые. Подошла практическая часть семинара. С помощью карточек педагогам было предложено встать в круг. Наши воспитатели (которым в большинстве по 40-45 лет) по-разному отнеслись к предложению, но в круг встали все. Воспитателям было предложено выступить в роли детей и на себе испробовать игры и упражнения.
 
Воспитатели сами не заметили, как стали раскованней, активней участвовать в предложенных играх, у всех поднялось настроение, исчезло хмурое выражение с лиц.
 
В конце семинара, когда было предложено высказать сове мнение, впечатление, почти единодушно воспитатели отметили, что это интересно и не так страшно и сложно, как думалось, а ещё, что это поможет раскрыть детей, научить их общаться.
 
Первые пробы
 
Сегодня, 7 октября, собрались с воспитателями в методическом кабинете, чтобы наметить план действий по внедрению социоигровых подходов в воспитании и обучении детей.
Решили, что в повседневной жизни на музыкальных, физкультурных занятиях чаще использовать народные хороводные игры, где бы дети учились действовать слаженно, сообща, учились общаться, сговариваться.
 
На каждом занятии пытаться использовать приёмы, задания по работе детей в парах, компаниях по 5-6 человек. Для воспитателей было предложено в утренние и вечерние часы предлагать детям задания, совместные дела, где бы от детей требовалось проявить умение общаться, договариваться и действовать сообща. (Комм. 1)
 
Ещё через несколько дней смотрела занятия у воспитателей подготовительной и средней группы.
На занятиях были попытки объединить детей в пары (в средней группе) и в группы по 6 человек. Способы объединения детей разные. Дети средней группы объединились по геометрическим фигурам, а дети подготовительной группы - по разрезным картинкам.
 
Дети довольно быстро объединились. (Комм. 2) В средней группе долго соображала Яна, Вадик М. в подготовительной группе Артем К. долго бегал от компании к компании, пока дети сами не сказали ему, что у него находится часть картинки, которая им не достает. Трудности начались, когда детям было предложено выполнить сообща задание.
 
Некоторые дети не имеют навыка общения друг с другом и умения работать согласованно. У Ильи, Вадима Ш. отсутствует навык «сговора» (средняя группа). Приходится им все время напоминать об этом, и, работая в парах, инициативу берут дети более активные, быстро соображающие.
Работая в парах, дети становились в такую ситуацию, когда все равно нужно общаться с партнером.
 А вот при работе в группах по 6-8 человек, многие дети вообще не принимали участие в сговоре, некоторые (Артем, Витя, Денис, Наташа) сидели вроде бы и вместе, но участия не принимали, и когда нужно было рассказывать рассказ по картинке, собранной вместе, оставались в стороне. (Комм. 3).
 
Воспитателям следует больше давать инициативы детям, а задание объяснять четко и понятно. (Комм.4). Каждый раз воспитатель старается все детям объяснить, рассказать за них и даже сделать, забирая у них самостоятельность.
 
На занятии по обучению грамоте.
Подготовительная группа, конец октября
 
Воспитатель группы включала приём для объединения в компании, каждой компании было дано задание выложить с помощью цветных фишек звуковой анализ слова. Одна команда справилась очень быстро, так как дети здесь совещались, помогали, подсказывали друг другу.
В другой компании дети не поняли задание. Двое детей (Настя и Денис) стали выкладывать слово каждый возле себя. В итоге фишек другим детям не хватило, пришлось воспитателю ещё раз пояснить задание. Тогда инициативу в руки взяла Диана, она, не советуясь с другими детьми, выложила слово с помощью цветных фишек, остальные дети просто смотрели.
После занятия обговорила с Ольгой Борисовной результаты занятия. Она пояснила, что они с напарницей стараются (Комм. 5) на каждом занятии объединять детей для общей работы, что дети стали общительнее, но умеют общаться ещё не все дети, часть детей ещё пассивные. Решили, что будут продолжать начатую работу с детьми.
 
Комментарий 1
Интересное сообщение. Но меня удивило следующее место: «где бы от детей требовалось проявить умение общаться, договариваться и действовать сообща». Это отголосок авторитарной педагогики. В духе социоигрового стилю было бы правильнее написать: «… где детям давалась бы возможность проявить умения…», - то есть не требовать, а давать возможность, разрешать.
 
Комментарий 2
Если дети объединяются «довольно быстро», это значит - им ничего не стоит, нет препятствий, это значит, - задание можно было бы и не давать. А вот если им давать покумекать - тогда это будет на пользу, тогда и жульничать при объединении будут меньше. А жульничают дети, будьте уверены, довольно часто, и к этому надо относиться очень спокойно. Но специально не замечать этого вредно.
 
Комментарий 3
Из описания не ясно, детям пришлось рассказывать по картинке, которая составлена, то есть не целостна? Если так, то это очень плохо. В социоигровом стиле (это и описано в книжках, и многократно демонстрировалось на семинарах), если команды собираются по какой-то разрезанной картинке, то, сложив картинку, они обязательно обменивают её на картинку неразрезанную, цельную. И по ней уже начинают работать.
 
Когда кто-нибудь из детей сидит один ли вдвоём и не принимают участия в общей работе, но смотрят, и смотрят явно очень внимательно, то обычно педагоги считают себя виноватыми в сложившейся ситуации: мол, я не создала для ребёнка условий интересной творческой работы, я не простимулировала активность ребёнка. Однако отметим, что само по себе наблюдение за процессом работы партнёров очень важно! Для тех детей, которые сидят и внимательно смотрят на чужую работу, происходит нечто очень важное и нужное в развитии.
 
Итак, когда малая группа занята общим делом, а один или двое просто смотрят, то не спешите ставить себе диагноз, что вы не виноваты, вы не вовлекли. На самом деле происходит очень важный психологический механизм - обучение. Вспомните, ведь в других ситуациях вы сами начнете кричать: «Что ты вертишься? Ты посиди сначала и посмотри, как это делается!» Педагогу следует помнить, что ситуация внимательного смотрения очень индивидуальна, и у разных детей на разных занятиях она будет протекать спонтанно и непредсказуемо. В этом-то и заключается социоигровой подход к индивидуальному обучению.
 
Резюме. Поэтому за Артёма, Витю, Дениса и Наташу, которые во время работы «оставались в стороне», нужно поставить воспитателю памятник. Результат на учении этих Артёмов и Наташ будет не сиюминутный, а на следующих занятиях, через два-три. Педагогу нельзя спешить. Ведь это же дети, у них вся жизнь впереди.
 
Комментарий 4
Вот уж чего не обязательно так не обязательно! Если задание объяснить чётко, внятно и понятно, то никаких разговоров между детьми в малой группе не будет. А вот когда объяснить быстро, туманно, но не специально, а запланированно, то тогда дети начнут переспрашивать - сначала у педагога (а он открещивается), потом у своих партнеров. Опыт показывает, что в малой группке всегда найдется кто-то, кто понял, что нужно делать. Он начнет объяснять, другие тут же поймут, что это они и сами поняли, и начнут его перебивать своей версией, и тогда все вместе они задумаются, что же нужно сделать. Вот их самостоятельность-то и проявится.
 
Комментарий 5
Странное слово «стараются». Обычно воспитатели как рассуждают: «Если я скажу, чтобы ты сел с тем-то, а ты - с тем-то, то, значит, я стараюсь». Вот такие «старания» в социоигровой педагогике не приветствуются. Ведь дети объединяются сами, им нужно всего лишь, чтобы взрослый позволил это и подсказал новый, неожиданный, а потому интересный способ, который и станет игровым.
 
 
Подзаголовки
  1. <= содержание курса
  2. 5.1. О возвращении веры в себя
  3. 5.2. Первые впечатления от социо-игровых подходов. Подготовительная группа
  4. 5.3. Опасности отношений в парах. Средняя группа
  5. 5.4. Рисование на свободную тему. Подготовительная группа
  6. 5.5. На семинаре в методкабинете
  7. 5.6. Сколько игры и сколько дидактичности? На музыкальном занятии
  8. 5.7. Из письма-отчёта руководителя физвоспитания детского сада
  9. 5.8. Как я старалась не делать замечаний
Страницы: « 1 2 3 4 5 (6) 7 8 9 »
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?