5.6. Сколько игры и сколько дидактичности? На музыкальном занятии
5.6. Сколько игры и сколько дидактичности?
«Отчёт» М.И., музыкального работника.
Комментарии В.М.Букатова
На музыкальном занятии во время проведения дидактической игры по развитию восприятия музыки я предложила детям объединиться в три компании, выбрав по цвету фишку. (Комм.1).
Каждая команда должна была по цвету фишки придумать животное, которое бы соответствовало цвету фишки (Комм. 2), а затем придумать для этого животного характерное движение (комм. 3), договориться, кто будет показывать - один член команды или все. Когда дети присели на ковре по своим компаниям, Валентина Петровна (воспитатель группы) мало времени дала самостоятельно обдумать и выполнить задание. Она передвигалась от одной компании к другой, подсказывая им и навязывая своё предложение. Поэтому задуманное не получилось, хотя дети старались выполнять движения одновременно, красиво. А хотелось понаблюдать, как дети общаются в компаниях.
Не раскрылись в своей компании Витя и Денис. Витя был более уверенный, а Денис во время выполнения движений прятался за спину Вити (Комм. 4).
Я решила провести ещё раз эту игру с целью поупражнять детей в умении общаться, договариваться и выполнять согласованно движения (Комм. 5) .
Комментарий 1
Данный приём, по-моему, слишком дидактичен, чтобы называться игровым. Вот если бы они объединялись по пуговицам или по верхним курткам, плащам или пальто, которые висят в шкафчиках в их группах! Или бы объединялись по форточкам (у кого сколько форточек в квартире, или какого типа форточки - фрамуги, двойные, съемные, с сеткой или без)! То вот тогда это был бы настоящий, а не поддельный социоигровой приём.
Комментарий 2
Обычно воспитателей здесь поджидает ловушка в виде примитивизма. Например, белая фишка - зайчик, красная - лиса, серая - волк. Получается, что сначала мы на всех занятиях детей приучаем мыслить банально, а потом, в конце года, проведем занятие по развитию загубленной фантазии.
Ну, если вдруг дети до этого объединялись по форточкам, то как-то можно их обыграть. Каждая группка договаривается про величину животного: оно пролезет в форточку или нет? И тогда набор животных будет непредсказуем (для взрослого) и увлекателен для детей. Например, от паучка до жирафа или крокодила.
Комментарий 3
Опять придумать! Скорее всего, Вы имеете в виду - вспомнить. Впрочем, спасибо Вам за подсказку, потому что я только сейчас понял, что «придумать» для своего командного животного какое-то движение гораздо интереснее. Например, придумываем движение «есть мороженое». А у нас был крокодил. И тогда мы показываем, как крокодил есть мороженое. А если у нас была муха, то мы это мороженое будем есть совсем по-другому.
Теперь о характерном движении. Здесь я могу посоветовать воспитателям в задании использовать больше ограничений-подсказок. Например, характерное движение при беге, характерные движения, когда ваш зверь спит, характерные движения, когда ваш зверь охотится и т.д.
Комментарий 4
Интересно, а кому Витя и Денис показывали свою задумку? Если Вам, то тогда, действительно, некоторые дети будут прятаться за спину. Но если Вы берете маленькую куколку-солдатика или Барби, кладете её на пол или в углу и просите ей показать, то тогда поведение показывающих детей будет явно другим.
Комментарий 5
Ой-ой, уважаемая М.И., Вы меня чуть не убили! Если игры и проводят, то, прежде всего, для удовольствия играющих, а не с целью поупражнять в чем-то. В любой игре - сто тридцать три зайца. И индивидуальных подход будет реализовываться в том, что разные дети во время одной и той же игры будут упражнять совершенно разные качества, не мешая, а то и, наоборот, очень даже помогая друг другу. Но все это произойдет, если игра останется игрой. И дидактические цели, и воспитательские устремления не превратят милую, естественно-полезную детскую игру в дидактического монстра (дидакщину).
Подзаголовки
- <= содержание курса
- 5.1. О возвращении веры в себя
- 5.2. Первые впечатления от социо-игровых подходов. Подготовительная группа
- 5.3. Опасности отношений в парах. Средняя группа
- 5.4. Рисование на свободную тему. Подготовительная группа
- 5.5. На семинаре в методкабинете
- 5.6. Сколько игры и сколько дидактичности? На музыкальном занятии
- 5.7. Из письма-отчёта руководителя физвоспитания детского сада
- 5.8. Как я старалась не делать замечаний