5.8. Как я старалась не делать замечаний
5.8. Как я старалась не делать замечаний.
Письмо Н.А. из села Ермолино (Талдомский район Московской области). Комментарии В.М. Букатова
Уважаемый Вячеслав Михайлович! Пишет вам воспитатель Н.А. Наш сельский детский сад - небольшой, педагогический коллектив очень маленький. Поэтому кроме своей основной работы воспитателем я ещё веду и физкультурные занятия во всех группах нашего детского сада.
Начав проводить физкультуру для дошкольников, я увидела, что в методике занятий за время моего отсутствия (у меня был перерыв в стаже несколько лет) мало что изменилось. И если для 1-й младшей группы и 2-й младшей группы методика, на мой взгляд, интересная, то, начиная со средней группы заниматься детям по существующей методике не очень интересно.
Поэтому каждый день я стараюсь придумать что-то новенькое. И дети занимаются с большим желанием и охотой. Познакомившись с вашими книжками, я взяла для работы многое.
В моих физкультурных занятиях три части. Для начала я решила проводить ваши игры после каждой из частей (раньше игры были только в заключительной части).
Первая часть - различные виды ходьбы и бега. Чтобы усилить интерес детей, я использую подражательные движения. Например, мошка - ходьба на носках семенящим шагом. Цыпленок - ходьба на пятках с ритмичным движением рук в стороны. Утенок - ходьба в приседе и т. д. Таких упражнений очень много. Для каждой группы использую разные.
(Комм. 1)
Во второй части - общеразвивающие упражнения. Дети выполняют их хорошо, но без энтузиазма и особого настроя. Поэтому я решила сначала провести игру «Бабушка, распутай нас» и игру, которую вы описываете в своей книге.
В этой игре участники должны по команде собраться в 1, 2, 3 круга. Я использовала бубен: 1 удар - дети строятся в один круг, если 2 удара -то в 2 круга и т.д. Сначала дети много суетились, смеялись, и потому у них ничего не получалось.
Но я старалась не делать замечаний, и дети со временем поняли, как нужно действовать. Игра такого характера очень хорошо влияет на дальнейшее проведение занятия. Мне нравится, что дети выполняют задания с интересом и желанием.
(Комм. 2)
Перед выполнением основных видов движений (лазанье, прыжки, бросание и ловля мяча и т. д.) я провожу игры не всегда (только когда идёт уже закрепление этих движений). Мы любим играть в народные игры «Вышибала», «Заяц».
А в конце занятия у нас всегда проводятся подвижные игры (не только русские, но и других народов).
На мой взгляд, одна из задач физкультурного занятия состоит в том, чтобы дети научились вести себя непринужденно, естественно. А как этого лучше добиться? Конечно же, играя! И я считаю, что если на физкультурном занятии слышны шум и смех, то значит, детям интересно заниматься. Значит, поставленные задачи выполняются.
(Комм 3)
Комментарий 1
Я порадовался, уважаемая Н.А., читая ваше письмо-отчёт. Хорошо, что вы всегда большое внимание уделяли и уделяете двигательной активности детей.
Для развития ваших стараний могу посоветовать варианты. Обычно движение заказывает воспитатель (заглядывая в свой конспект). А пусть - сами дети! «Из головы»! Тогда появится большая неожиданность: не только цыпленком, но и каким-нибудь бультерьером, или автобусом, или велосипедом. А там, глядишь, вовсе то Барби, то дворником дядей Федей, то поварихой тетей Маней.
Иногда дети будут только заказывать движения, а вы выдумывать. А иногда - наоборот.
Будьте готовы к самым неожиданным заказам. И рыбкой гуппи, и Шварценеггером (честно говоря, даже точно не знаю, как пишется, но что у детей это имя на слуху от родителей - это точно, как и то, что на столь каверзном звукосочетании им полезно поломать свой язычок), и какой-нибудь Аленой Апиной. Надеюсь, что вы попробуете и потом расскажете, что получилось.
Кстати, дети эти выдуманные движения наверняка будут очень часто вспоминать и заказывать. А, выполняя их, не только поворачиваться к авторам-выдумщикам, но и ревностно выяснять, у кого же они сегодня лучше получаются. Вот вам развитие и памяти, и внимания.
Комментарий 2
Очень интересный вариант вы описали. Я раньше такого не знал. Но на всякий случай напоминаю, что исходно задание «Караси» выполняется по кружочкам (в новом варианте мы его так и называем - «Колечки»). Сколько хлопков (у вас - ударов в бубен), столько человек стоят, взявшись за руки, в кружочках-колечках.
Но повторяю, что и ваш вариант я прочитал с большим удовольствием. Чем больше вариантов одного и того же задания дети будут выполнять на занятиях, тем лучше.
Надеюсь, что бубном подаете сигналы не только вы, но и сами детишки.
Комментарий 3
Совершенно верно. И я ваш единомышленник. А потому к сказанному о «Карасях» (или «Колечках») добавлю. Обратите особое внимание на такие игровые правила:
1) в кружочках всегда должны быть новые соседи;
2) игру вести нужно очень быстро: 3 хлопка - ещё не все дети разбежались по тройкам-колечкам, а уже - новый сигнал и все опять разбегаются по новым колечкам (тройкам, двойкам или одиночкам); игра будет азартной, если появятся растяпы (хотя именно в этой игре они никак не наказываются и внимание всех на них не акцентируется!); не бойтесь суеты - она нужна;
3) помните, что игра должна выходить за рамки программы; хлопнув 5 раз (или даже 7!), вы наверняка увидите, что кто-то сможет считать эти хлопки (и даже на бегу объяснить другим, по сколько человек нужно объединяться, и помочь правильно сосчитаться, чтобы сделать колечко раньше всех).
Подзаголовки
- <= содержание курса
- 5.1. О возвращении веры в себя
- 5.2. Первые впечатления от социо-игровых подходов. Подготовительная группа
- 5.3. Опасности отношений в парах. Средняя группа
- 5.4. Рисование на свободную тему. Подготовительная группа
- 5.5. На семинаре в методкабинете
- 5.6. Сколько игры и сколько дидактичности? На музыкальном занятии
- 5.7. Из письма-отчёта руководителя физвоспитания детского сада
- 5.8. Как я старалась не делать замечаний