Уроки формирования читательских позиций
Уроки формирования читательских позиций
Специфика уроков формирования читательских позиций во 2 классе заключается в том, что уроки эти проводятся по хрестоматии, а не по «живым» детским книгам, как это происходит в 3-4 классах. Связано это с несовершенством навыка чтения второклассников. Ясно, что организовать работу по общей для всех учащихся хрестоматии проще, чем по разным изданиям тех же произведений.
Из трёх составляющих линии читательской деятельности приоритет в течение всего 2 класса принадлежит навыку чтения.
Комфортность преодоления навыкового барьера достигается за счёт включения в хрестоматию произведений, знакомых младших школьникам по дошкольному детству. Они не раз слышали эти произведения в исполнении взрослых, им знакомы спектакли, мюзиклы, мультфильмы, поставленные по большинству из этих произведений.
Теперь на этом знакомом материале им предстоит освоить новую для них позицию читателя. Многие произведения, включенные в 1 часть хрестоматии, второклассники могут помнить наизусть - в этом случае будет иметь место чтение-узнавание, также продуктивное для совершенствования навыка.
Важно также, что большинство произведений, включенных в 1 часть хрестоматии, построены на многочисленных повторах, что служит начинающим читателям своеобразной опорой в преодолении навыковых трудностей.
Крупнообъёмные произведения, вошедшие во 2 часть, разделены на небольшие главки, что помогает ориентироваться в них и легко «дозировать» чтение.
Важно также, что это кристальные по ясности изложения тексты, созданные или обработанные замечательным знатоком детства К. Чуковским. Организовать работу учащихся по крупнообъёмным произведениям помогает рабочая тетрадь «Айболит и Мюнхаузен».
Читательский кругозор и интерес к чтению развиваются в процессе работы с книжными выставками, посвященными тому или иному автору (Маршаку, Заходеру, Бианки, Чуковскому и др.) или отдельным произведениям, включенным в хрестоматию. В круг домашнего чтения постоянно включаются все новые произведения писателей, с которыми идет работа в классе.
Формирование читательских позиций происходит в процессе «вписывания» собственных подражательных эпизодов и отдельных глав в произведения писателей-классиков, в ходе обсуждения с одноклассниками и учителем читательских впечатлений и размышлений.
Учебный материал:
Учебный материал (хрестоматия «Как хорошо уметь читать!»):
- стихи С. Маршака («Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта»);
- стихи Б. Заходера («Кит и кот», «Сказка о добром носороге», «Буква Я»);
- сказки В. Бианки («Кто чем поет», «Лесные домишки», «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил»);
- рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Метро»);
- сказка К. Чуковского «Приключения доктора Айболита» (по Хью Лофтингу);
- Э. Распэ. Приключения барона Мюнхаузена (в пересказе К. Чуковского).
Типы учебных заданий:
- слежение по тексту за чтением учителя или товарища по классу (с целью приобретения навыка соотнесения звучащего текста с его графическим обликом и совершенствования навыка чтения);
- иллюстрирование (с целью выявления предметного плана текста, системы персонажей, структурных частей произведения и т. д.);
- выборочное перечитывание: нахождение в тексте определенных фрагментов, описаний, отдельных слов в соответствии с заданием учителя (с целью формирования навыка самостоятельной ориентировки в тексте, а также углубления восприятия);
- чтение по ролям (с целью совершенствования навыка ориентировки в тексте, углубления эмоционального отклика на произведения, обнаружения индивидуальных характеров персонажей, требующих выразительного чтения, совершенствования навыка чтения в процессе слежения за чтением товарищей);
- инсценирование (с целью углубления восприятия, в том числе и эмоциональной стороны произведения; создания условий для непроизвольного запоминания);
- исполнение произведения (выразительное чтение) с целью донести до одноклассников собственную интерпретацию текста, сравнить ее с интерпретацией товарищей по классу.
Явления художественной словесности, вводимые в учебную деятельность второклассников:
- варьирование фольклорного произведения,- специфика фольклора и литературы,- табу и заумная речь,- ритм,- стопа,- рифма,- жанр и жанровые разновидности,- звуковая образность,- метафора,- гипербола,- перевод с чужого языка,- виды перевода: подстрочный и поэтический, точный и вольный;- оригинал, непереводимость текста,- отражение в тексте национальной картины мира,- отражение фольклорных традиций в авторской поэзии,- эпическая и драматическая разновидности литературы,- авторский черновик и чистовик,- промежуточные редакции авторского текста,- способы преобразования жизненного материала в художественном произведении,- псевдоним,- соотношение словесного и изобразительного рядов в книге,- сотворчество писателя и художника,- циклы поэтические и прозаические,- строфа.
С перечисленными явлениями художественной словесности дети сталкиваются в практической деятельности; научные термины в большинстве случаев не вводятся.
Подзаголовки