Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Учебные курсы :: Новый подход к литературному образованию в первых классах. Курс Татьяны Троицкой и Ольги Петуховой

Учебный модуль 2.


Уроки формирования читательских позиций
 
Уроки формирования читательских позиций
 
Специфика уроков формирования читательских позиций во 2 классе заключается в том, что уроки эти проводятся по хрестоматии, а не по «живым» детским книгам, как это происходит в 3-4 классах. Связано это с несовершенством навыка чтения второклассников. Ясно, что организовать работу по общей для всех учащихся хрестоматии проще, чем по разным изданиям тех же произведений.
 
Из трёх составляющих линии читательской деятельности приоритет в течение всего 2 класса принадлежит навыку чтения.
Комфортность преодоления навыкового барьера достигается за счёт включения в хрестоматию произведений, знакомых младших школьникам по дошкольному детству. Они не раз слышали эти произведения в исполнении взрослых, им знакомы спектакли, мюзиклы, мультфильмы, поставленные по большинству из этих произведений.
 
Теперь на этом знакомом материале им предстоит освоить новую для них позицию читателя. Многие произведения, включенные в 1 часть хрестоматии, второклассники могут помнить наизусть - в этом случае будет иметь место чтение-узнавание, также продуктивное для совершенствования навыка.
 
Важно также, что большинство произведений, включенных в 1 часть хрестоматии, построены на многочисленных повторах, что служит начинающим читателям своеобразной опорой в преодолении навыковых трудностей.
Крупнообъёмные произведения, вошедшие во 2 часть, разделены на небольшие главки, что помогает ориентироваться в них и легко «дозировать» чтение.
 
Важно также, что это кристальные по ясности изложения тексты, созданные или обработанные замечательным знатоком детства К. Чуковским. Организовать работу учащихся по крупнообъёмным произведениям помогает рабочая тетрадь «Айболит и Мюнхаузен».
 
Читательский кругозор и интерес к чтению развиваются в процессе работы с книжными выставками, посвященными тому или иному автору (Маршаку, Заходеру, Бианки, Чуковскому и др.) или отдельным произведениям, включенным в хрестоматию. В круг домашнего чтения постоянно включаются все новые произведения писателей, с которыми идет работа в классе.
 
Формирование читательских позиций происходит в процессе «вписывания» собственных подражательных эпизодов и отдельных глав в произведения писателей-классиков, в ходе обсуждения с одноклассниками и учителем читательских впечатлений и размышлений.
 
Учебный материал:
 
Учебный материал (хрестоматия «Как хорошо уметь читать!»):
- стихи С. Маршака («Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта»);
- стихи Б. Заходера («Кит и кот», «Сказка о добром носороге», «Буква Я»);
- сказки В. Бианки («Кто чем поет», «Лесные домишки», «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил»);
- рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Метро»);
- сказка К. Чуковского «Приключения доктора Айболита» (по Хью Лофтингу);
- Э. Распэ. Приключения барона Мюнхаузена (в пересказе К. Чуковского).
 
Типы учебных заданий:
 
- слежение по тексту за чтением учителя или товарища по классу (с целью приобретения навыка соотнесения звучащего текста с его графическим обликом и совершенствования навыка чтения);
 
- иллюстрирование (с целью выявления предметного плана текста, системы персонажей, структурных частей произведения и т. д.);
 
- выборочное перечитывание: нахождение в тексте определенных фрагментов, описаний, отдельных слов в соответствии с заданием учителя (с целью формирования навыка самостоятельной ориентировки в тексте, а также углубления восприятия);
 
- чтение по ролям (с целью совершенствования навыка ориентировки в тексте, углубления эмоционального отклика на произведения, обнаружения индивидуальных характеров персонажей, требующих выразительного чтения, совершенствования навыка чтения в процессе слежения за чтением товарищей);
 
- инсценирование (с целью углубления восприятия, в том числе и эмоциональной стороны произведения; создания условий для непроизвольного запоминания);
 
- исполнение произведения (выразительное чтение) с целью донести до одноклассников собственную интерпретацию текста, сравнить ее с интерпретацией товарищей по классу.
 
Явления художественной словесности, вводимые в учебную деятельность второклассников:
- варьирование фольклорного произведения,
- специфика фольклора и литературы,
- табу и заумная речь,
- ритм,
- стопа,
- рифма,
- жанр и жанровые разновидности,
- звуковая образность,
- метафора,
- гипербола,
- перевод с чужого языка,
- виды перевода: подстрочный и поэтический, точный и вольный;
- оригинал, непереводимость текста,
- отражение в тексте национальной картины мира,
- отражение фольклорных традиций в авторской поэзии,
- эпическая и драматическая разновидности литературы,
- авторский черновик и чистовик,
- промежуточные редакции авторского текста,
- способы преобразования жизненного материала в художественном произведении,
- псевдоним,
- соотношение словесного и изобразительного рядов в книге,
- сотворчество писателя и художника,
- циклы поэтические и прозаические,
- строфа.
С перечисленными явлениями художественной словесности дети сталкиваются в практической деятельности; научные термины в большинстве случаев не вводятся.
 
Подзаголовки
  1. Организация обучения
  2. Уроки литературного образования
  3. Уроки формирования читательских позиций
  4. Вопросы и задания
Страницы: « 1 2 (3) 4 »
Инструменты для связи
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?